Опасные джунгли интернета
По данным Минсвязи, в нашей стране 50 миллионов человек постоянно пользуются интернетом. Как утверждают специалисты, российский сектор интернета отстает в развитии от западного на целых пять лет. Вот и с интернет-угрозами у них уже вовсю борются, а у нас пока только приходится разъяснять населению, что это за напасть. Между тем исследователи виртуального мира насчитали целых 19 виртуальных угроз. Большинство из них дублируют реальные: обман, воровство, вымогательство, вовлечение в секты и другие. Но некоторые порождены самой сетью.
дети
Неокрепшие умы защитит Гогуль
Первой мишенью злоумышленников становятся дети, которые по незнанию чаще взрослых попадают в расставленные ловушки. Оттого два года назад российским правительством было принято решение об установлении фильтров в школах. Дискуссия в обществе тогда разразилась нешуточная. Многие недоумевали: зачем тратить бюджетные деньги на какие-то фильтры, которые подростки с легкостью обходят. Скандалом обернулось нововведение в Тверской области – оказалось, что в вечернее время в ряде школ кто-то балуется порнографией. Чтобы понять, как это могло произойти, надо объяснить, как работают фильтры.
Существует специально созданная компьютерная программа, которая запрещает вход на сайты, попавшие в «черный список». Ее-то и разослали в учебные учреждения страны. А устанавливали непосредственно в самих школах. Выглядело это так: напротив электронных адресов ставили галочку. Но эти галочки можно с легкостью снять, а значит, открыть доступ к запрещенным сайтам. Что, скорее всего, и произошло в Тверской области. Ведь проследить, кто именно устанавливал программу, невозможно. Это мог быть системный администратор, учитель информатики или просто талантливый ученик старших классов. Обманывают фильтры и создатели «нехороших» сайтов. Меняя в электронном адресе букву или две, они вновь становятся белыми и пушистыми, а главное, доступными.
Все это заставляет разработчиков ломать голову над тем, как создать безопасное интернет-пространство для детей. Трудность заключается в том, как взять виртуальный мир в рамки и при этом не насмешить всю планету. Никому не хочется повторять опыт китайцев, которые жестче всех перекрыли кислород интернету. По Дальнему Востоку ходят байки, как жители Поднебесной специально приезжают к нашим границам, чтобы словить халявный вай-фай и насладиться крамольными новостями об их светлом государстве.
Потому решено ограничиться силами учителей и родителей и не вмешивать тяжелую артиллерию, то есть власть. В школе с этой функцией пытаются справиться фильтры, которые разработчики все время совершенствуют, во избежание тверского опыта, а дома – детский браузер.
У нас в стране три самых раскрученных браузера, с которых мы выходим в интернет: Mozilla Firefox – ярлык на рабочем столе в виде микроскопического земного шара, охваченного огнем; Opera – большая красная буква «О»; и по старинке Internet Explorer – голубенькая «Е», базовый браузер, установленный на каждом новом компьютере и ноутбуке. Если не устанавливать дополнительной программы фильтрации, то с них можно попасть куда угодно. А можно сделать такой браузер, который сам будет цензором для ребенка. Так родился Гогуль – первый в нашей стране детский браузер. Выполнен он в детской стилистике, вместо заумных букв и планет – ярлык в виде веселой утки.
– Через него можно выходить к семи тысячам сайтов, – рассказывает корреспонденту «НВ» один из создателей Гогуля, Александр Коротков. – Они отбирались командой из профессиональных педагогов и детских психологов в строгом соответствии с принципом «не навреди». Полностью исключено агрессивное содержимое: любое упоминание о насилии, сексе, терроризме, наркомании.
Гогуль подходит для детей от 5 до 12 лет. К проекту ежедневно присоединяются все новые пользователи.
Эксперты считают, что для каждого возраста должна быть своя степень доступности интернета, с учетом этого и надо создавать программы. Условно их можно поделить на «детский сад» (для особо продвинутых семей), «начальная школа» и «средняя школа». И лишь по достижении 18-летия выпускать человека в свободный интернет.
торговля
Как совершить покупку в интернет-магазине и не стать жертвой мошенников?
Нынче, чтобы прибрести понравившуюся вещь, не обязательно обивать пороги магазинов всего города. Достаточно налить себе чашечку кофе, включить компьютер и пуститься по волнам трафика, заходя то в один, то в другой интернет-магазин. Здесь все как в реальном мире. Одни сайты неказистые и плохо оформленные, другие завораживают своим дизайном. Но во всем этом изобилии надо уметь ориентироваться. Иначе можно остаться без денег с кое-как слепленной китайской подделкой или даже без нее. Есть несколько немудреных правил, как избежать и того и другого.
1. Проверьте, есть ли понравившийся магазин в черном списке
Они вывешены сразу на нескольких сайтах, посвященных защите прав потребителей. Один из них так и называется «Плохие магазины» – http://www.badshops.ru. Список, составлен на основе жалоб обычных покупателей. Здесь на первом месте интернет-магазин VASKO.ru, торгующий бытовыми приборами. Почти каждый отзыв о нем схож с предыдущим: покупателю привозят некачественный товар, а принимать его назад отказываются.
2. Проверьте реквизиты магазина
Хуже нечистоплотных продавцов лишь мошенники. Они открывают магазины-«однодневки». Устанавливают неправдоподобно заниженные цены, собирают деньги, а взамен не отправляют НИЧЕГО. Потом быстро сворачивают лавочку и открываются на следующий день под другим интернет-адресом. Чтобы не попасться на глаза контролирующим органам, такие конторы не указывают свои реквизиты либо не имеют их вовсе. По той же причине следует избегать и предоплаты.
3. Прежде чем купить товар, сравните цены в разных магазинах
Правило работает как в реальном, так и в виртуальном мире. У каждого магазина своя наценка. Больше она будет у тех, кто является третьим или четвертым звеном в сделке. То есть те магазины, которые приобретают не напрямую у поставщика, а у посредника, вынуждены прибавлять к стоимости дополнительную сумму. Однако если задаться целью, можно выяснить, кто является официальным представителем того или иного товарного бренда, а значит, не переплачивать. Информация об этом чаще всего размещена на официальном сайте производителя.
4. Позвоните в справочную магазина
Убьете сразу несколько зайцев. Убедитесь, что контора не липовая. Составите представление о качестве обслуживания. И наконец, узнаете все интересующее о товаре. Важно, прежде чем соглашаться на покупку, уточнить окончательную стоимость. Частенько недобросовестные предприниматели вывешивают на сайте оптовую цену либо стоимость товара без комплектации, например, сотовый без зарядки или наушников. В итоге приходится платить больше.
5. Обратите внимание на правила интернет-магазина
Они есть на всех сайтах. И, нажимая на кнопку «приобрести», покупатель автоматически с ними соглашается. В итоге часто получает неприятный сюрприз. Например, рассчитывая на бесплатную доставку, узнает по приезде курьера, что мелким шрифтом в третьем пункте приписано, что та предоставляется только постоянным клиентам.
детки в клетке
Волна кибер-унижений накрывает российских школьников
Интернет не только копирует опасности реального мира, но и создает свои собственные. Наиболее масштабное – кибер-унижение. Что это? В качестве примера можно привести недавнее самоубийство британской учительницы. В материалах следствия главной его причиной названо киберунижение, которому подверглась молодая женщина от своего бывшего возлюбленного. Он опубликовал в сети откровенные фотографии девушки. Учительница не выдержала позора и свела счеты с жизнью.
Пару лет назад этот феномен докатился и до нас. Последовало несколько громких разбирательств с участием российских школьников. Тогда же об этом впервые писало «НВ». И вот недавно вновь произошла громкая история. Несколько восьмиклассников Цимлянского района Ростовской области выложили на видеохостинг ролик с кадрами издевательства над ученицей шестого класса. Самое поразительное в этой истории, что, несмотря на поднявшуюся шумиху (новость облетела почти все местные и федеральные СМИ), подростки вновь попытались напасть на свою жертву. На этот раз вместе с ней была ее подруга.
вирусы
Мошенники, запустившие новый троян, заработали миллионы
В январе в российском секторе интернета появился новый троян. Всего за месяц от него пострадало несколько миллионов пользователей. Сеанс путешествия по сети неожиданно прерывался всплывшим откуда ни возьмись окном непристойного содержания. Попытка его закрыть заканчивалась появлением нового сообщения, в котором сообщалось, что «дорогой пользователь» только что согласился на приобретение месячного абонемента на посещение порносайта и должен заплатить. Для чего давался номер, по которому следовало отправить sms. Главное отличие новой версии вируса от предыдущих – работать на компьютере становится невозможно. Не активна даже кнопка «пуск». Предположительно при отправке sms со счета списывалась сумма в 300–600 рублей, так что не сложно подсчитать, на какую сумму его создатели сумели обогатиться. Правда, лишь на первых порах и на фоне паники. Потом выяснилось: «зараза» живет в компьютере двое суток, а потом пропадает сама.
Александра Заспа