Мнения и комментарии

Оперный Мюнхен предъявил «звёздную команду»

15 августа

На Мюнхенском оперном фестивале спели Анна Нетребко, Йонас Кауфман, Ильдар Абдразаков и Томас Хэмпсон.

Один из старейших в Европе, Мюнхенский оперный фестиваль традиционно предъявил на сцене Национального театра поистине феерическую коллекцию певцов экстра-класса. Несколько скромнее обстояло дело с дирижёрами. Главный дирижёр театра Кирилл Петренко занят летом в Байройте. Так что спектакли, которые он обычно ведёт, были отданы другим: Ашеру Фишу, Адаму Фишеру и Дану Эттингеру.

Программа фестиваля в этом году сформировалась не совсем обычно. Николаус Бахлер, интендант Баварской оперы, последовательно, год от году, меняет фестивальную модель, заложенную его предшественником. Из чисто оперного фестиваль превращается в мультижанровый.

Оперных названий в афише стало существенно меньше. Зато всё более заметные позиции отвоёвывает балет; в этом году фестиваль формально открылся балетами Les Ballets Russes (реконструированный «Послеполуденный отдых фавна» Нижинского и «Шехеразада» Фокина). Обильно присутствуют в афише и всяческие кросскультурные проекты вроде приглашённого «Варшавского кабаре», а также познавательные акции для детей и юношества.

Юбилейный год Рихарда Штрауса – казалось бы, самого важного автора для Баварской оперы – не был отмечен ни одной фестивальной премьерой, что выглядит довольно странно для города, в котором Штраус – кумир и бог. В афишу 2014 года вошли только три старых спектакля: порядком обветшавший «Кавалер роз» с финской певицей Сойле Исокоски; отличная, хоть и давнишняя постановка Роберта Карсена «Ариадна на Наксосе»; и «Женщина без тени» в инсценировке Кристофа Варликовски.

Фестивальных премьер оказалось четыре. Первая половина фестиваля была маркирована премьерными показами «Вильгельма Телля» Россини с маститым Михаэлем Фолле в титульной партии. Затем состоялась премьера «Флейты» Бориса Блахера и уже упомянутая опера Цейсла. Центральным же событием фестиваля стала новая постановка «Орфея» Монтеверди на сцене Принц-регентентеатра, где главную партию спел выдающийся немецкий певец Кристиан Герхайер.

Сольные концерты в Мюнхене доверяют лучшим из лучших. В этом году великолепный букет вокальных рециталов составился из концертов Йонаса Кауфмана, Ани Хартерос, Томаса Хэмпсона, Марлис Петерсен и Михаэля Фолле.

Из оперных событий отметим мюнхенский дебют Анны Нетребко в партии леди Макбет, в спектакле «Макбет» Мартина Кушея. Эта партия – ещё одна веха на непростом пути певицы, которая меняет амплуа, переходя с колоратуры – на репертуар драматического сопрано.

Партнёром Нетребко стал английский баритон Саймон Кенлисайд, отличающийся необычайно нервной, интеллектуальной манерой (Макбет), и Ильдар Абдразаков (Банко). Спектакль Кушея – мрачное зрелище, впрочем, каким еще может быть спектакль по опере Верди, которая основана на проклятой «шотландской пьесе» Шекспира?

Визуальные доминанты (сценограф – Мартин Цеетгрубер) явно апеллируют к «Апофеозу войны» Верещагина: сцена усыпана белыми черепами, как горохом. Детки-призраки выползают из неказистой брезентовой палатки, длинноволосый Макбет в строгом деловом костюме потрясает устрашающим кривым кинжалом – и это несоответствие деталей облика порождает зловещий диссонанс. Рыжеволосая обольстительная леди Макбет (Анна Нетребко) привольно возлежит на огромной хрустальной люстре, поджидая гостей и предвкушая сладость абсолютной власти, добытой кровавым путем.

В финале фестивального марафона несколько раз кряду прошла «Сила судьбы» Верди, в инсценировке того же Мартина Кушея, в главных партиях пели Йонас Кауфман (дон Альваро) и Аня Хартерос (Леонора). «Сила судьбы» и «Орфей» завершили пятинедельный фестивальный марафон, который в этом году оказался необычайно разно-образен по жанровой палитре, но менее насыщен по части оперы.


Гюляра Садых-заде, музыкальный критик
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь