Планета

Осторожно: «Гитлер» открывается!

21 сентября

 

Немцы и евреи возмущены «всемирным нацистским маркетингом»

Трудно вообразить, что могло бы вызвать большее негодование простых немцев, чем известие о том, как некая эстонская фирма пропагандирует свои услуги, цинично используя нацистскую символику. После того как пресса ФРГ поведала обывателям о «соседях по единой Европе», рекламирующих газовое отопление на фоне… ворот Освенцима с издевательским нацистским лозунгом «Труд освобождает», в здешних барах, на улицах, в курилках офисов только и слышно возмущенное: «Как такое возможно в европейской стране?» Это возмущение сопровождается логичным вопросом: «А сколько лет присудили владельцу компании, оскорбившему память людей, погибших в том числе в газовых камерах Освенцима?»

К протестам рядовых граждан Германии присоединяются и многочисленные еврейские организации по всему миру. Что неудивительно: трудно допустить, будто бизнесмены из свободной Эстонии не знали, как нацисты уничтожили – в том числе посредством «газа» – в Освенциме сотни тысяч людей. Тут уж самому впору задаться риторическим вопросом: «Разве свыше миллиона узников Освенцима погибли во имя «продвижения на рынке» неких коммерсантов?»

Не успели в Германии улечься споры о том, «сколько получат по суду» эстонские газовщики, как для бюргеров последовал новый шок. Многочисленные немецкие издания поведали о том, как самая многотиражная газета демократической Эстонии опубликовала очередную «рекламу» с нацистско-концлагерной символикой. Дескать, «пейте, граждане, чудодейственные таблетки для похудания от доктора Менгеле»! Пейте, ибо, как известно, «в Бухенвальде толстых не было»…

Сколько бы ни утверждали эстонские газетчики, будто посредством публикации фото узников Бухенвальда на фоне текста о «таблетках от Менгеле» просто «иронизировали» над газовщиками-земляками, использовавшими концлагерную символику, немцы сходятся в одном. Произойди нечто подобное в Германии (что, впрочем, в принципе нереально), и издателям «цузаммен» с газовщиками пришлось бы объясняться перед судом. И судьи оценили бы такую «рекламу» на пару с «шаржем» в несколько лет тюрьмы. «Шутники» разорились бы из-за драконовских штрафов. Но, даже уже отбыв срок, обанкротившись, столкнулись бы с тем, что стали пожизненными изгоями у себя на родине. Вряд ли кто-то подал бы им здесь руку.

Между тем то, что невозможно в самой Германии, сходит с рук в «тоже Европе». В государствах, стремящихся в Евросоюз, и не только. Честно говоря, зная, что в 2012 году в «странах демократии» Гитлер имеет больше эфирного времени, чем имел в 1940 году в «тысячелетнем рейхе», зная, как обладатель косой челки – вкупе со своими «детищами»: концлагерями, газовыми камерами и т. д. – прет здесь изо всех щелей, по-иному воспринимаешь российские споры о том, допустима ли в РФ «сталинская символика». Эти бурные споры начинают казаться бурей в стакане воды. Если нашу страну и к месту, и не к месту любят обвинять на Западе в некоем «возрождении сталинизма», то как прокомментировать хотя бы факт продажи в Италии… «гитлеровского вина»?

Приобрести оное, сделанное согласно рекламе производителя «из лучших сортов винограда совиньон» и «пробуждающее ностальгические чувства», может любой желающий в пределах ЕС. Как насчет того, чтобы опрокинуть вечером рюмочку из бутылки с этикеткой, на которой красуется бесноватый и надпись «Зиг хайль!»? Недорого. Всего 6–9 евро. А попутно – можно «насладиться» рекламным роликом от турецкого производителя «шампуня для настоящих мужчин». Роликом, где на корявом немецком языке покупать определенную марку шампуня призывает не кто иной, как Адольф Алоизович. Думается, легко представить, какие эмоции у нового поколения немцев вызывает такое «кино». Если же вам кажется, что в эмоциях простых немцев «без пол-литра не разобраться», – замените «гитлеровское вино» от итальянского производителя… водкой-«гитлеровкой», которую гонят в Австрии.

Но, быть может, вы предпочитаете коротанию вечера за бутылкой «гитлеровки» активный досуг с «ностальгическим» привкусом? Тогда отправляйтесь в Великобританию. Поиграйте там в мини-гольф, на поле которого установлена статуя «фюрера». Каждый ваш успех – попадание мяча в лузу – «игрушечный Гитлер» отметит известным нацистским приветствием. «Зиг хайль» вам, спортсмены…

Впрочем, такому проведению досуга должна соответствовать одежда. Желаете вписаться в новомодный «ностальгический» стиль? Можно заказать себе футболку из Таиланда – с изображением Гитлера в виде… панды с косой челкой и красно-черной нацистской нарукавной повязкой со свастикой. И не удивляйтесь, если в магазине Паттайи или Бангкока, где вы окажетесь среди молодежи, расхватывающей этот «тренд», вдруг услышите по фирменному радио рокочущий бас: «А теперь для вас поет Эм-Си Гитлер!» Создается впечатление, что Азия сошла с ума от самого страшного маньяка XX века. Например, представьте себе шок немецких туристов, оказавшихся в Южной Корее перед питейным заведением «Гитлер». Или – потрясение германских путешественников, случайно наткнувшихся в Индии на магазин модной одежды с одноименным названием.

В местном «Гитлере», украшенном броской вывеской со свастикой, можно купить вполне цивильные одежды. Например, толстовку с портретом Махатмы Ганди. (Вот интересно, что бы сказал по этому поводу сам Махатма?) Если же спросить одного из совладельцев заведения, не стыдно ли ему глумиться над памятью жертв нацизма, он пожмет плечами и заявит, будто знает о главном палаче народов только то, что Адольф был… «строгим мужчиной». Как и дедушка второго совладельца бутика, за что односельчане и прозвали старикана Гитлером. Вот «строгого индийского дедушку» коммерсанты якобы и взялись почтить...

Впрочем, немцам – как и представителям еврейской диаспоры в Германии – вовсе необязательно путешествовать, чтобы чуть ли не ежедневно сталкиваться с артефактами «всемирного нацистского маркетинга». (Так называют это «новомодное веяние» в ФРГ.) Пресса, радио, ТВ, интернет постоянно приносят новости о его разгуле тем, для кого память о прошедшей войне вряд ли связана с «тонкой иронией» по-эстонски или индийским увековечением безвестного «строгого дедушки». Граждане Германии, будь они коренного, еврейского или российского происхождения, спрашивают себя: почему в других странах, строящих или уже построивших «развитую демократию», нет антинацистских законов, подобных законам ФРГ? Как нет и взрывной реакции общественности на подобные выходки.

Для сравнения приведу пример, показывающий, с какой бдительностью относятся к «нацистскому маркетингу» (или неким проявлениям, только внешне схожим с ним) в Германии. Как вы думаете, что потребовалось учинить неким «неонацистам», дабы привести в состояние полной боевой готовности окружную администрацию, службу общественной безопасности и правопорядка, некую лицензионную комиссию транспортного комитета, полицию и массу простых граждан? А теперь – правильный ответ: не потребовалось ничего. Причиной массового административно-общественного переполоха стали всего-навсего… номерные знаки одной здешней машины: «AH-88».

Дело в том, что с 2010 года буквы «AH» запрещены в ФРГ для регистрационных номеров, ибо навевают мысли… об инициалах имени и фамилии Гитлера. Как давным-давно запрещены здесь сокращения SS, SA, KZ (сокращение слова «концлагерь»). Как фактически вне закона и цифры «88», ибо – только вдумайтесь – являются цифрами, заменяющими первые буквы приветствия «Хайль Гитлер!». Зная, что за одни только цифры «88» на футболке можно поплатиться как минимум изрядным штрафом, здешние «нацики» уже перешли на совсем уж бессмысленные «99». Вот интересно, перевалит ли сия «конспирация» за сотню, когда и «99» здесь запретят…

Ну а что касается злополучных номеров, вызвавших в Германии такой переполох, то, похоже, «потаенный в цифири и буквах Гитлер» оказался ни при делах. Просто инициалы владельца машины совпали с инициалами сами знаете кого. Вот и выдали ему «гитлеровские» номера, забыв о запретительном предписании. Шутки шутками, но этот случай показывает, сколь активно борются в сегодняшней Федеративной республике с «нацистским маркетингом». И сколь трепетно чтят здесь память жертв нацизма.

Напоследок – лишь еще один штришок. Поскольку машину с подозрительными номерными знаками заприметили в районе печально знаменитого лагеря смерти Дахау, фактически каждый здешний житель, видевший сей «нацистский» артефакт, счел своим гражданским долгом проинформировать о нем власти …

 

комментарий

«Европейцы невольно способствуют «наци»-коммерсантам»

Специально для «НВ» ситуацию с «всемирным нацистским маркетингом» комментирует специалист в области PR и рекламы, доктор психологии Гюнтер Мюллер (Мюнхен)

– Думаю, настало время принять во всемирном масштабе, или как минимум в общеевропейском, законы, аналогичные немецким, наказывающие всех «шутников» и нечистоплотных коммерсантов за использование нацистской символики в корыстных целях. Пока даже в рамках ЕС нет единого рамочного закона на эту тему. То, что невозможно представить в Германии, допустимо в той же Италии. Но в условиях глобального мира «нацистский маркетинг» расползается в планетарных масштабах. Поэтому отношение к нему уже не может быть делом отдельно взятой страны. Нынешние же «возмущения общественности» таким глумлением над памятью жертв нацизма хорошо скалькулированы нечистоплотными коммерсантами. Более того, идут им на пользу. И еще более того – европейцы сами невольно способствуют «наци»-бизнесменам.

– Поясните эту мысль.

– Те, кто использует нацистскую символику ради продвижения своей продукции на рынке, прекрасно осведомлены, что об очередном таком факте непременно напишут многочисленные европейские издания, включая немецкие. Речь, по сути, идет о бесплатной рекламе, на которую в любом другом случае пришлось бы затратить десятки, если не сотни тысяч евро. Да, впоследствии те, кто исповедует «нацистский маркетинг», принесут общественности публичные извинения и таким образом… вновь привлекут внимание к себе. На это, собственно, и расчет. И срабатывает он безупречно. Поэтому, если не остановить девятый вал «нацистского маркетинга» сейчас, он будет нарастать и нарастать. Ведь в данном случае дурной пример не только заразителен, но и оказывается прибыльным.

– Видите ли вы какую-то возможность – сбить эту мутную пену, оседающую грязью на памяти народов, о жертвах нацизма?

– Мировая пресса должна принять «моральный пакт», запрещающий освещение любых проявлений «нацистского маркетинга». Вокруг всех этих «гитлеровских» магазинов, вин, игрушек нужно воздвигнуть «Берлинскую стену» умолчания. Пусть с нечистоплотными коммерсантами и прочими «шутниками» разбираются (повторю: на основе единых рамочных законов) уполномоченные на то властные органы, вплоть до судов. Наказания вкупе с отсутствием паблисити отобьют у кого бы то ни было желание паразитировать на памяти миллионов, пострадавших от национал-социализма.

 

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно