Планета

Отель по-русски

12 сентября

 

Германия превратилась в «потемкинские деревни» российских инвесторов

 

Если вам, уважаемый читатель, доведется однажды остановиться в каком-нибудь небольшом отеле в немецкой «глуши», не удивляйтесь, коли столкнетесь здесь с небритым важным типом, который по-свойски поприветствует вас: «Привет, брателло!» Этот тип – в кожанке, спортивных брюках, в фуфайке с надписью «СССР», в непременных «адидасах» и с толстенной золотой цепью на шее, – скорее всего, хозяин приютившего вас заведения. Носить оно может японское название, постояльцев на «ресепшн» будут улыбчиво принимать китайцы, косящие под уроженцев Страны восходящего солнца, но владелец оного – выходец с постсоветского пространства, перебравшийся в Германию (Чехию, Польшу и т. д.) в лихие девяностые, да так и оставшийся в них. «Законсервировавшийся» в своих представлениях не только о том, как должен выглядеть «правильный деловар», но и о манере ведения бизнеса.

По статистике, примерно каждый двадцатый семейный отель в ФРГ принадлежит обладателю отечественных «корней». Что, впрочем, не мудрено. Даже в лихие девяностые никто не мешал «новым русским» покупать в Германии мини-отели, не имея вида на постоянное жительство в стране. Чтобы превратиться из «новоруса» в «нового немца», достаточно было создать «юрлицо» (расходы «на круг» около 300 тысяч евро) и дальше, исходя из возможностей, купить отель по потребностям.

Сейчас дела у большинства российских владельцев отелей первой волны идут неважно. Хорошо, если им удается «выйти в ноль». Да и содержат они эти заведения скорее из ностальгии по былым денькам, нежели в надежде, что бизнес наладится. Однако в последние два-три года «рожденные в СССР» подняли в Германии вторую волну скупки мини-отелей. И не только – мини. 

Насколько такие инвестиции в местный гостиничный бизнес оправдывают себя? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Баден-Баден, традиционно считающийся в Старом Свете «единственным русским городом за пределами России». Казалось бы, город с наибольшей плотностью миллионеров на квадратный метр в федеральной земле Баден-Вюртемберг, город, в котором проходят «Русские сезоны» и в который так любят наезжать звезды отечественной эстрады, должен быть золотым кладезем для наших земляков, вложившихся в здешние гостиницы. На это, думается, они и рассчитывали, ведь, по данным управляющего местной фирмы «Региональная недвижимость» Мартина Эрнста, «фактически выходцы из восточноевропейских стран владеют каждым рестораном и отелем города». 

– Из половины иностранных владельцев местных отелей большая часть – уроженцы России, Украины, Азербайджана и других республик бывшего СССР, – конкретизирует это утверждение Томас Рекеляйн, глава фирмы «Хотельмаклерс Топхотель Консультантс».

По данным герра Рекеляйна, россиян интересуют, как правило, объекты стоимостью от 1 до 3 миллионов евро. Хотя в последнее время «наши» нередко скупают и исторические оте­ли. Так, украинские инвесторы приобрели в Баден-Бадене известный семейный отель под названием «Ратхаусглекель» и вложили в него миллионы, добившись того, что заведению, состоящему из 16 номеров, был присвоен статус четырехзвездного. Отель вложений не оправдал. Зато, благодаря весомым налоговым отчислениям украинские капиталы пошли на пользу здешней инфраструктуре. Еще в 2006 году российская группа «Гелиопарк» купила в Баден-Бадене один из старейших отелей города – «Цум Хирш», инвестировав в его модернизацию 18 миллионов евро. И эти капиталовложения не «отбились». По слухам, вскоре у «Цум Хирш» появится новый владелец – из аборигенов.

Если спросить немецких маклеров, специализирующихся на подборе гостиниц и отелей для покупателей из России, о причинах такого невезения, то они – «не для записи» – ответят: «Во многом нынешним россиянам навредила первая волна их земляков, скупавших оте­ли и не слишком хорошо зарекомендовавших себя из-за своеобразной манеры как одеваться, так и вести дела, будь то с персоналом, будь то с клиентами». Тот же ответ – уже «под микрофон» – прозвучит несколько сдержанней, но конкретней: «Во-первых, существует проблема имиджа. Если в отеле при новых хозяевах даже все на высшем европейском уровне, многие консервативные немцы поостерегутся останавливаться в нем. Во-вторых, россияне почему-то редко задумываются о том, что управляющим надо назначать человека, хорошо известного в здешней гостиничной отрасли и считающегося своим у местных жителей. В-третьих, многие российские инвесторы почему-то полагают, что при наличии больших капиталов можно не волноваться об эксклюзивности предоставляемых услуг. Задумайтесь: почему в Германии есть отели с особенной, азиатской, экзотикой и почему тут быстро развивается китайский, корейский, вьетнамский «общепит» – притом что россияне традиционно не учитывают такого опыта?»

Что ж, таково беспристрастное мнение директора компании «Инт иммобилиен» Вольфганга Шмидта, которым он поделился со мной специально для читателей «НВ». И, видно, не зря в Германии сейчас в ходу среди риэлторов термин «потемкинше дёрфер». Вот только они, именуя так в своем кругу «отели, перешедшие под российскую руку», очень удивляются, когда узнают, что корни определения «потемкинские деревни» – в старине глубокой. 

Как ни странно, у россиян, не оставивших мысли об «отельном бизнесе» в Германии, сегодня есть неплохие шансы обойти на крутом вираже более удачливых в этом плане японцев и арабов. Не зря говорят, что тот, кто владеет информацией, – владеет миром. В нашем случае – гостиницей. Конечно, в данном случае речь идет не о покупке какого-нибудь «Хилтон» или даже мини-отеля, а о своеобразной гостинице класса… «микро». Сейчас в Германии есть резон приобретать так называемый «фериенхаус» – «дом для отпуска», или, по-русски говоря, дачу. В курортном районе. Замечу, что 8 из 10 немцев, покупающих такие домики, планируют не только отдыхать в них, но и сдавать. А уж в чем в чем, но в прагматичности немцам не откажешь…

Примерно за последние 10 лет цены на такие «дачи» возросли на 11 процентов и, судя по тенденции, «взорвутся» в течение ближайшего года. Сейчас средняя стоимость такого объекта составляет 150–180 тысяч евро. Сдавая «дом для отпуска» постояльцам, можно рассчитывать на 10–15 тысяч евро ежегодного дохода. Конечно, по российским меркам это, возможно, немного. Но речь идет, во-первых, о доходе, получаемом в стабильной европейской стране. И, во-вторых, о том, что такие мини-инвестиции в микроотели сегодня в Германии примерно в 2,5 раза эффективней капиталовложений в отели «у дяди Вани».

 

 

 

тем временем…

В Германии верят в российских инвесторов

 

Благодаря тому, что русские капиталы участвуют в освоении местного туристического рынка (фирма TUI), рынка информационных, коммуникационных и компьютерных технологий («Касперский»), химического сегмента, судоверфей (Nordic Yards – детище Виталия Юсуфова), лесоперерабатывающей промышленности (крупнейший в мире лесопильный завод в Висмаре – собственность российского концерна «ИлимТимбер»), производства осетрины (крупнейший ее немецкий производитель Russian Sturgeon процветает благодаря отечественным капиталам) и сотен других секторов и секторочков здешней экономики, в Германии весьма популярен миф о «скупке страны русскими». 

При этом точного размера российских капиталов, работающих во благо ФРГ, не знает никто. Оценки серьезных организаций, изучавших данный вопрос, расходятся на… несколько миллиардов евро. Причин тому несколько. Во-первых, многие российские инвестиции приходят в Германию «под чужим флагом» – через офшорные зоны. Во-вторых, среди оценщиков нет единого мнения: считать ли российскими те капиталы, которые вкладывают в экономику страны многочисленные выходцы из СССР, давно обосновавшиеся в ФРГ, но не утратившие российского гражданства. А ведь и этих инвесторов, владеющих в Германии издательскими домами, туристическими фирмами, предприятиями по переработке овощей и производству пищевых продуктов, нельзя сбрасывать со счетов. 

Хотя точных размеров русских капиталов, работающих в ФРГ, не назовет никто, реалистичной представляется цифра в 5–8 миллиардов евро. Другая цифра: в Германии сегодня функционирует около 2000 фирм, 25-процентными (и более) пакетами акций которых владеют наши соотечественники. Сегодня в плане объема капиталовложений в немецкую экономику России остается соревноваться лишь с Китаем. 

В Германии верят в российских инвесторов. Когда над судоверфями Висмара – градообразующим предприятием города, – нависла угроза банкротства, во многом связанная с неэффективным управлением со стороны российского инвестора, это не отпугнуло немцев от сотрудничества с нами. В самый разгар кризиса премьер земли Мекленбург – Передняя Померания господин Зеллеринг выступил за поиск нового, но тоже непременно российского инвестора. Что в итоге и было сделано: к удовольствию нашей стороны и процветанию Висмара.

 

 

 

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии. Рисунок Ольги Быстровой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь