Спецпроект

«Петербург-2008. Воспоминания о будущем». Что изменилось за год?

10 декабря

Год назад журналисты Балтийской медиа-группы, телеканала 100 ТВ и «Невского времени» начали работу над фильмом «Петербург-2008. Воспоминания о будущем». В начале 2009-го этот четырехсерийный документальный фильм вышел в эфир. В этом фильме не было прогнозов на теперь уже почти минувший год – давать прогнозы на пике глобального кризиса было бы безответственно. Задача авторов заключалась в другом – перебросить мостик из года 2008-го в год 2009-й. Проанализировать цепь событий, вспомнить, какие у нас были настроения, какие выдавались оценки, какие строились планы, какие царили предчувствия. Вспомнить все это, чтобы понять, в чем мы ошибались, а где действовали правильно. И учесть ошибки, чтобы не повторять их в непредсказуемом, как тогда казалось, 2009 году.

И вот этот год близится к завершению. Удалось ли нам за эти месяцы выучить уроки 2008-го? Общего ответа на этот вопрос нет. Кто-то выучил урок на пятерку, кто-то заслужил твердую «пару», но каждый человек, каждый бизнесмен, каждый чиновник считает, что отличником стал именно он, а вот все остальные ничему не научились.

Но посмотрим на факты.
В фильме «Петербург-2008. Воспоминания о будущем» говорится о том, что вплоть до августа 2008 года ни простые горожане, ни власти и не догадывались о скором пришествии кризиса – хотя мировой финансовый пожар уже бушевал вовсю. Вот этот урок выучен всеми на пятерку – сейчас, в конце 2009-го, уже никто не страдает иллюзиями о скором и бесконечном росте нашего, общего и личного, благосостояния. В уныние и пессимизм мы не впадаем (все-таки эксперты говорят, что самая острая фаза кризиса уже позади), но общее настроение таково: нас ждет несколько непростых лет и по докризисной схеме жить больше нельзя. Даже если цены не нефть вернутся к прежнему рекордному уровню…

А еще год назад мы отмечали, что Петербург вошел в кризис с массой непомерно дорогих амбициозных проектов, на которые не хватало ни денег, ни материалов, ни кадров. Этот урок тоже выучен, но лишь отчасти. Кризис заставил городские власти отложить или заморозить часть проектов. Но, к сожалению, те проекты, что остались в работе, – вторая сцена Мариинского театра, дамба, Западный скоростной диаметр и другие – не стали ни дешевле, ни лучше (по части организации работ). Сметы продолжают раздуваться, а интриги и подковерная борьба за бюджетные деньги идут прежними бодрыми темпами.

2008-й стал также годом надувания пузырей на рынке недвижимости. Росли цены на жилье, ажиотажным был спрос на бизнес-центры и торговые площади. Пузырь лопнул: сотни строек заморожены, готовые помещения пустуют, снижаются цены. Но это снижение – исключительно заслуга кризиса. А вот сам урок не выучен: строители так и  не научились строить доступное массовое жилье. Впрочем, в этом виноваты и власти с их системой обременений новостроек, дорогостоящей процедурой согласований проектов…

Даже на двойку не выучен урок из сложившейся в 2008 году ситуации с малым бизнесом. Настоящая война власти против малых предпринимателей продолжается и становится все ожесточеннее. И в этом, пожалуй, одна из главных причин пессимистических взглядов на ближайшее будущее. Ведь без малого бизнеса не будет ни инноваций, ни модернизации, а отечественная промышленность будет и дальше терять рынок (потому что крупные торговые сети предпочитают торговать импортом). Да и очевидная связь между властью и крупным бизнесом не внушает оптимизма.

Практически никаких выводов не сделано и в градостроительной сфере. Вся градостроительная политика по-прежнему подчинена интересам инвесторов. Самая яркая тому иллюстрация – подготовленный уже в этом году закон об исключении 163 городских территорий из неприкасаемого «зеленого» списка. Тут жалко не только задыхающиеся «легкие Петербурга» – задыхается и доверие горожан к власти. А ведь сейчас, в кризис, доверие дороже денег и даже важнее инноваций.

Но какие уроки извлекут власти города и горожане из года 2009-го? Первый, очевидный: у страха глаза велики. Никаких ужасов, которые нам сулили в этом году, – массовой безработицы, обвала рубля, краха банковской системы – не случилось. Второй: мы – Петербург и вся Россия – по-прежнему в отстающих. Почти все страны выходят из кризиса обновленными – с новыми системами управления финансами, с новыми эффективными технологиями, с новой, более справедливой системой премирования менеджеров. У нас же почти все по-старому…

В общем, осталось нам с 2008 года еще с десяток грабель, на которые мы наступали в 2009-м и, видимо, неизбежно наступим в 2010 году. И тогда, может быть, научимся их обходить.
«2008 год показал, что Петербургу необходимо определиться с вектором развития. Зачем и на что именно направлены коллективные устремления петербуржцев, как они это выражают в делах, слышно ли их? Какова идеология глобальных проектов и экономических реформ?» – эти вопросы, звучащие в фильме «Петербург-2008. Воспоминания о будущем», по-прежнему актуальны.

Снижение цен – радость со слезами на глазах

«Квадратный метр жилья в Петербурге в 2008 году стоил почти вдвое дороже, чем в Берлине, и немногим дешевле, чем в Лондоне».
«Петербург-2008.  Воспоминания о будущем»

Наступление кризиса вызвало резкое – почти на четверть – снижение цен на рынке готового жилья. На рынке строящегося жилья падение стало еще более существенным – до 50 процентов от докризисного уровня. Однако для покупателей эта радость оказалась со слезами на глазах. Потому что покупка квартиры в строящемся доме стала крайне опасной: в городе фактически нет ни одной стройки, в отношении которой можно было бы дать твердые гарантии, что она завершится к намеченному застройщиком сроку. Городские власти уже согласовали перенос сроков сдачи почти сотни домов. А некоторые компании (например, ЛЭК) оказались в ситуации больного, у которого в разгар операции отключили свет во всей больнице: нет оборотных средств, но есть многомиллионные долговые обязательства. Из-за этого в Петербурге могут появиться тысячи обманутых дольщиков, многие из которых брали ипотечные кредиты в банке.
Лопнувший пузырь привел и к тому, что сейчас банки боятся строительного бизнеса как чумы. Из-за этого в нынешнем году в городе заложено менее двух десятков новых домов (вместо 50–100, как это было в прошлые годы). То есть заложен фундамент дефицита жилья, который может привести к спекулятивному скачку цен уже через пару лет.

Туристический поток не иссяк

«В конце прошлого года эксперты отметили тенденцию к снижению числа иностранцев, приезжающих в Петербург с ознакомительно-туристическими целями. Отчасти это было связано с кризисом, но отчасти – и с проблемами нашей инфраструктуры, качества и цен гостиничного сервиса. В марте минувшего года петербургские отели стали мировыми рекордсменами по росту цен – всего за три месяца они увеличились на 35 процентов».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»

Спад в турбизнесе в 2009 году оказался не таким серьезным, как ожидалось. В городе появились десятки новых недорогих мини-гостиниц и хостелов – и Петербург стал более доступен прежде всего для молодых европейцев, которые хотели бы побывать в северной столице России, но не могли позволить себе останавливаться в фешенебельных «Астории» или «Невском паласе».

Как ни парадоксально, но иностранцы поехали смотреть Петербург еще и в свете злободневной информации о перестройке исторического центра города. Туристы восприняли эти сведения по-своему: мол, надо ехать сейчас, а то потом будет не на что смотреть. Да и рост евро пришелся для туристов как нельзя кстати.

Принципиальный момент: на кризис гибко отреагировал именно малый и средний бизнес – турфирмы, малые и средние отели. Именно этот сектор, а не пятизвездочные отели спасли сезон.

Любовь к  праздникам стала обходиться дешевле

«В то самое время как в Европе, да и во многих российских регионах, люди подсчитывали, на чем бы сэкономить, в Петербурге словно хотели сказать всем своим видом: «Лучшее лекарство от проблем – разноцветье праздника и сверкание миллионов огней». Разгорался европейский газовый скандал. И горожане во всех семьях обсуждали очередное повышение цен на свет, воду и тепло. Но ничто не помешало потратить в Петербурге только на новогоднее оформление города сотни  миллионов рублей. Это потом скажут, что Питер по иллюминации обошел не только купеческую Москву, но и респектабельную Европу».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»

Расходы на празднование нового, 2010 года в Петербурге сокращены. При этом программа праздничных мероприятий и их насыщенность особо не изменятся. В прошлом году протест выз-вала не сама идея, как следует украсить город иллюминацией и елками, а цена вопроса – памятуя о системе откатов, люди говорили, что уж в кризис-то можно было бы обойтись и меньшими суммами, притом не в ущерб празднику. Их правоту должна подтвердить встреча нового – 2010 года.

Градостроительная политика стала более дипломатичной, но…

«Именно 2008 год стал годом пристального внимания общественности к тому, где, что и какими темпами в Петербурге строится, ремонтируется, а что именно и почему сносится. Новодел в историческом центре в прошлом году перестал быть прерогативой только чиновников и строителей. В этом смысле 2008 год стал поворотным. Весь город живо обсуждал такие объекты, как площадь Восстания, масштабный снос на Мытнинской набережной в Зоологическом переулке, «Монблан» на Пироговской набережной, Измайловский комплекс на Московском. Даже монахини Новодевичьего монастыря решились на публичное выражение своего мнения, поскольку невольно оказались в центре грандиозной стройки и прониклись идеей сохранения традиционных видов и исторических мест города».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»

Градостроительная политика властей стала более дипломатичной, но осталась ангажированной строительным бизнесом.

Решения в большинстве случаев принимаются исходя из интересов не города, а конкретных инвесторов. Например, после ряда шумных митингов и протестных акций губернатор пошла навстречу жителям и  приказала отменить застройку сквера на Комендантском проспекте. Но в то же время комитеты Смольного подготовили законопроект об исключении 163 адресов из перечня зеленых насаждений. Инвесторы «добивают» и Крестовский остров. Надежда лишь на то, что сама судьба накажет губителей города – как это уже случилось с корпорацией «Строймонтаж», которая сначала построила на территории Приморского парка Победы жилой комплекс «Пятый элемент», а потом втиснула на Пироговскую набережную уродливый «Монблан». В этом году она стала банкротом.

Смольный стал прислушиваться к обществу

«Прошлый год продемонстрировал одну любопытную тенденцию и естественную закономерность. Она отчасти объясняет, что способствовало активизации общественного мнения в Петербурге именно в этом году. Чем масштабнее проекты, меняющие облик города, тем более велико желание людей участвовать в их обсуждении. Один из выводов 2008 года подчеркивает писатель Даниил Гранин: «Никто не разговаривает с нами нормально. Я больше того скажу, наступил экономический кризис. И кто с нами разговаривает? Мы лишь подслушиваем по телевизору, о чем Путин или президент говорят с министрами. Словно стоим за дверью и слушаем чужие разговоры о нас. Это разве дело?.. Почему передо мной не выступают служащие, которым я плачу деньги?»
«Петербург-2008.  Воспоминания о будущем»

Сегодня нельзя сказать, что Смольный глух к гласу народа. Защитники старого Петербурга, которых некоторые городские чиновники еще недавно именовали не иначе как «отщепенцами» и «рукой Москвы», официально приглашены к диалогу. У лидеров протестного движения стали спрашивать совета вице-губернаторы и главы комитетов.

Однако можно ли считать это самостоятельной заслугой Смольного? Или это попытка следовать в русле политики высших руководителей страны, которые ведут подчеркнуто публичную политику – встречаются с оппозицей,  с прессой, с простыми людьми, общаются с  народом в интернет-пространстве.
В Петербурге же в 2009 году не появилось никаких новых форм общения власти с горожанами. Протестные митинги большей частью остаются без комментариев, равно как и скандалы вокруг самих чиновников. Даже обоснованные обвинения  в протекционизме не влекут за собой серьезных расследований или громких отставок.

Единственное заметное новшество – трансляция заседаний городского правительства.

Потребительское безумие прекратилось – шопоголики стали трудоголиками

«Вместе с мегапроектами росли и зарплаты. Банки любому работающему человеку открывали почти неограниченный кредит – покупай, что пожелаешь. За год объем кредитов, взятых населением страны, вырос на 25 процентов (с 3 до 4 триллионов рублей), в Петербурге же он почти удвоился и составил 45 тысяч рублей на каждого горожанина. Итоги первого квартала прошлого года свидетельствовали о потребительском буме в городе. Покупайте, покупайте, покупайте! – таков был основной призыв жизни к потребителям Петербурга. Психотерапевты тогда наперебой утверждали, что «шопинг», новые приобретения, дескать – лучшее средство от депрессии».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»

В начале 2009 года не было, вероятно, ни одного серьезного экономиста, который с оптимизмом смотрел бы на проблему возврата долгов. Наоборот, высказывалось мнение, что обедневшие должники утопят банковскую систему, а следом за ней и всю российскую экономику. Но ничего подобного в 2009 году не случилось. Массовые увольнения не состоялись, а выброшенные первыми волнами кризиса сотрудники худо-бедно устроились. Ну а поскольку за одного битого дают двух небитых, сегодня они – самые вдумчивые и разумные потребители. Граждане как будто разом протрезвели и задались вопросом: зачем переплачивать за взятый в кредит товар 30–50 процентов, когда можно просто накопить? В свою очередь, банки, напуганные достаточно мощным ростом невозвратов, стали с особой тщательностью проверять заемщиков. В итоге выдача потребительских кредитов снизилась. Зато резко выросло число денег на депозитах граждан. Ведь банкам пришлось бороться за каждого клиента, и кое-где уже подняли уровень доходности депозитов выше уровня инфляции – кстати, впервые с 1992 года!

Город не пошелна поводу у собственных амбиций

«Эксперты ставят диагноз городским делам в экономике. Мол, кризис больших проектов наступил еще до кризиса. Уже в середине года, когда чередой презентовался один будущий объект за другим, было ясно, что воз, который взялся везти Петербург, слишком перегружен. А желаемое выдавалось за действительное. И красивый рапорт о победе стал постепенно важнее дела. Примеры? На строительстве стадиона летом только заливали фундамент, но официальные лица, словно еще не отойдя от эйфории после побед «Зенита» на европейских полях, продолжали твердить и верить в то, о чем твердят. В то, что объект будет сдан в конце 2008-го, в крайнем случае – в 2009 году».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»

В условиях кризиса Петербург не смог потянуть большую часть своих крупных инвестиционных проектов. Городу пришлось отложить в долгий ящик «Надземный экспресс», урезать расходы на модернизацию инфраструктуры аэропорта и на многие другие проекты. По большому счету работы продолжаются только на дамбе да на КАД. Снизили активность и частные инвесторы – упали темпы работ на «Балтийской жемчужине», фактически заморожена подготовка под строительство новых территорий в Северной долине и Конной Лахте, завял проект реконструкции Апраксина Двора…

Как и все на свете, это имеет две стороны: хорошую и плохую. Плохо, что город не получил новые рабочие места и доходы от налоговых поступлений, новую инфраструктуру и площади.  Хорошо, что в 2009 году Смольный стал соизмерять желания и возможности. Кризис подействовал на городскую власть и прочих инвесторов как успокоительная микстура на человека, долгое время находившегося в состоянии ажиотажа и эйфории. И это действительно не худший вариант. История знает много примеров, когда в похожих ситуациях власти городов шли на поводу у собственных амбиций и залезали в астрономические долги.  Петербург решил жить по средствам.

Малый бизнес по-прежнему под гнетом

«Год назад в городе на Неве продолжилась кампания по выдавливанию мелкой и розничной торговли из традиционных популярных и многолюдных мест. Это называлось «борьбой с нецивилизованными ларечниками». Мелким торговцам грозили массовое разорение и безработица. От этой борьбы проигрывали горожане как покупатели, но выигрывали крупные сетевые компании. Противостояние иногда принимало довольно резкие формы и требовало вмешательства милиции».
«Петербург-2008.  Воспоминания о будущем»

Чиновникам по-прежнему выгоднее иметь дело с крупным бизнесом: проще собирать налоги, контролировать порядок, сертифицировать товары и получать деньги на всякие благотворительные нужды. На власти не подействовали ни нарастающая напряженность в обществе, ни прямой наказ президента Дмитрия Медведева к чиновникам всех уровней: «Перестаньте кошмарить бизнес!»

В Петербурге приговорен к сносу популярный в народе Хасанский рынок, а торговые зоны у метро добивают, как только рядом появляется очередной сетевой магазин или планы на его строительство.
Но борьба идет не только с ларьками. После «таинственного» избиения одного из общественных лидеров малого бизнеса Сергея Федорова огласку получила ситуация с уничтожением двух десятков малых фирм производственного профиля, работавших в помещениях, принадлежащих фирме Федорова. Им постоянно отключают энергоснабжение и требуют отдать площади загадочному «крупному инвестору».

Известны и адреса новых кандидатов на уничтожение. Один из этих адресов – торговая зона «Салют»  в и без того бедном на магазины Петроградском районе – неподалеку от метро «Чкаловская». Мотивировка – это место приглянулось близкой к администрации фирме. Приговорена к сносу скромная, но успешная гостиница фирмы «Меткон» в Красносельском районе – на ее месте хотят построить торговый центр, хотя рядом один уже есть. И таких примеров – не счесть.

Полной профанацией оказалась и без того куцая городская программа льготного выкупа арендуемых малым бизнесом помещений. Более-менее привлекательные помещения чиновники исключили из списка на выкуп, а за остальные запросили цены выше рыночных.

Материалы подготовили Владимир Новиков, Сергей Ачильдиев, Денис Терентьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь