Страна и мир

Петербург обзавёлся собственным «делом «ЮКОСа»

01 июля

На прошлой неделе Парижская арбитражная палата обязала администрацию Санкт-Петербурга выплатить ООО «Невская концессионная компания» («НКК») 1,9 миллиарда рублей в качестве компенсации за разрыв договора о строительстве Орловского тоннеля.

С какой стати власти российского региона и российской же частной компании выясняли отношения в Парижском арбитраже? Оказывается, именно этот суд был заранее, в момент заключения договора (2010 год), выбран обеими сторонами. С «НКК» взятки гладки – это коммерческая фирма захотела бы – могла бы и мозамбикский суд предложить. Куда удивительней, что тогдашние власти северной столицы, подписывая договор, тоже официально признали, что не доверяют российскому правосудию.

Это, конечно, большая неловкость. Неделю с небольшим назад Гаагский третейский суд постановил взыскать с РФ 50 миллиардов долларов в пользу якобы иностранных акционеров «ЮКОСа». Российская сторона намерена настаивать, что Гаагский суд не уполномочен рассматривать российские споры, тем более когда одной из сторон является государство. И в это же самое время выясняется, что власти второй российской столицы официально признают свою подсудность такому же, как Гаагский, иностранному международному суду! Это больше, чем юридическая ошибка – это позор.

Условие – решать все споры в Париже – выдвинула, скорее всего, Невская концессионная компания. Которая, по неофициальной, но точной информации, связана с зарегистрированной в Великобритании группой First Quantum, а её учредителями, по некоторым данным, являются две гибралтарские фирмы. Но почему согласилась на это администрация Валентины Матвиенко? Вероятно, из чувства уважения и доверия к партнёрам. «НКК» и First Quantum в Петербурге работают давно, один из самых известных их проектов – новый пассажирский порт и намыв на Васильевском острове. Не ожидалось сложностей и с Орловским тоннелем…

Однако у новой администрации и нового губернатора Георгия Полтавченко деятельность «НКК» восторга, видимо, не вызвала. Договор по намыву на Васильевском был слишком уж явно составлен в пользу инвестора. Всю прибыль от продажи земли должна была получить компания «Морской фасад», за которой стоит тот же First Quantum и его влиятельные российские владельцы, тогда как затраты на прокладку сетей и дорог на новой территории должен был нести город. Соглашение удалось вовремя расторгнуть.

Договор по Орловскому тоннелю тоже был разорван из-за фантастического взлёта цены проекта. Если в 2006 году речь шла о каких-то 13–17 миллиардах рублей, то через четыре года смета достигла 67 миллиардов, а вместе с дорожными развязками – больше 100 миллиардов. И хотя реальные работы не были начаты, город, по мнению «НКК», а теперь и Парижского арбитража, остался должен подрядчику 1,9 миллиарда рублей. 600 миллионов – аванс за заказанный в Германии проходческий щит и 1,3 миллиарда – расходы на инженерные изыскания. Что там изыскивалось, уже не докопаешься – на месте входа в тоннель на левом берегу Невы у Смольного строится элитный квартал.

 

В «деле «ЮКОСа» российские юристы, не исключено, смогут доказать, что Гаагский суд не место для рассмотрения споров о российских компаниях. В «деле о тоннеле» шансов на такой исход нет – подсудность Петербурга Парижскому арбитражу была чётко прописана. Впрочем, сумму компенсации можно попытаться уменьшить. В отличие от репутационного ущерба.

 

Владимир Владимиров, обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно