Планета

«Петербургский диалог» с украинским акцентом

13 декабря

 

Корреспондент «НВ» побывал на престижном российско-немецком форуме и лично убедился в том, что германская элита стоит перед важнейшим стратегическим выбором в отношениях с Россией

Заверения в дружбе и споры о ценностях, крепкие рукопожатия деловых партнёров и недоверчивые взгляды идеологических оппонентов, энергичные разговоры о единой Европе и разногласия по Украине… Тринадцатый по счёту «Петербургский диалог», прошедший в немецком городе Кассель, выявил серьёзные противоречия между Москвой и Берлином. Оно и понятно: этот представительный форум, созданный в 2001 году Владимиром Путиным и Герхардом Шрёдером, всегда служил лакмусовой бумажкой для российско-германских отношений. А сегодня эти отношения проходят испытание на прочность – на фоне формирования нового правительства ФРГ и бурных событий в Киеве в немецкой элите идёт столкновение двух подходов к сотрудничеству с Россией. От его исхода, без преувеличения, зависит будущее Европы.


Без лишнего пафоса

Кассель – типичный немецкий городок: узкие пешеходные улицы, строгие башни готических соборов, аккуратные домики, замок местного феодала на горе и бойкая торговля на центральных площадях. Сразу и не подумаешь, что когда-то Кассель был столицей княжества Гессен и играл весомую роль в германской политике. Сегодня от былых амбиций не осталось и следа – если жителей Касселя что-то и волнует в эти холодные декабрьские дни, так это предстоящее Рождество и связанная с ним подарочная суета. Со всех витрин, обрамлённых нарядными гирляндами и фонариками, вам улыбается обязательный Санта-Клаус и… братья Гримм (именно здесь они записывали со слов местных жителей «Бременских музыкантов» и другие свои знаменитые сказки).

Впрочем, если этот город когда-то и играл серьёзную политическую роль, то от этой «кармы», похоже, навсегда не отделаешься. И вот на прошлой неделе Кассель стал хозяином форума «Петербургский диалог», приняв более 200 гостей из Германии и России, среди которых – известные политики и бизнесмены, учёные и деятели культуры, священнослужители и студенты, журналисты и правозащитники.

Крупное событие? Для маленького Касселя, безусловно, да. Однако в былые годы «Петербургский диалог» проходил в куда более роскошных «декорациях». На этот же раз немецкие бизнесмены проявили пропагандируемую Берлином «политику жёсткой экономии».

– Раз диалог между нашими странами идёт тяжело, это неизбежно начинает сказываться на «Петербургском диалоге», – поделился своей версией один из немецких участников. – С другой стороны, может, оно и к лучшему? Без лишнего пафоса представители гражданского общества скорее друг до друга достучатся.

Попытки «достучаться» начались уже на улице – перед входом в кассельский Дворец конгрессов выстроились два десятка демонстрантов и, размахивая радужными флагами ЛГБТ, скандировали: «Свободу политзаключённым!» Судя по акценту, а точнее, отсутствию оного, репетировали они долго и с удовольствием. Вот только не все российские участники оценили по достоинству их старания.

– Всё это, конечно, мило, но на наши проблемы им явно плевать, – ворчал кто-то из представителей отечественной делегации. – У нас дикое социальное расслоение, бедность, деградация образования, науки и промышленности. Но разве кого-то здесь это волнует? Ни один демонстрант не вышел с плакатом: «Поднимите зарплату российским учителям!»


«Разговоры о ценностях заводят в тупик»

К счастью, внутри Дворца конгрессов уже можно было согреться – не только физически, но и морально. Все выступавшие ораторы подчёркивали, что Россию и Германию сближает особая ответственность за будущее Старого Света, и выражали надежду, что новое правительство откроет новую главу в отношениях между двумя государствами.

– Нас связывают географическое положение в Европе и культурное единение, и теперь нам нужно развивать обоюдное и уважительное партнёрство, – задал тон «Петербургскому диалогу» его сопредседатель с немецкой стороны Лотар де Мезьер, известный в прошлом пастор и политик из ГДР.

– Мы с большим интересом следим за происходящими в Германии процессами, за формированием нового правительства, – вторил ему сопредседатель с российской стороны экс-премьер РФ Виктор Зубков. – И мы надеемся, что преемственность внешнеполитического курса ФРГ, в том числе в отношении России, в будущем сохранится.

Насколько обоснованны такие надежды? Об этом шла речь на панельной дискуссии «Будущее российско-германских отношений». Оживлённые дебаты начались с обсуждения главы коалиционного договора между христианскими демократами Ангелы Меркель (ХДС/ХСС) и СДПГ, которая посвящена будущему диалогу между Берлином и Москвой.

Хорошая для России новость – эта глава идёт сразу после пассажей о диалоге с НАТО и США, что свидетельствует об одном: наша страна – одно из ключевых направлений внешней политики ФРГ.

Новость похуже – под «партнёрством ради модернизации» будут подразумеваться не только поставки в РФ высоких технологий, но и модернизация российской внутренней политики и гражданского общества. Разумеется, в соответствии с западным «ценностным каноном».

– Мы будем поощрять интенсивные контакты с быстро растущим в России средним классом, в том числе с критически настроенным к действующей власти, – пояснил заместитель фракции СДПГ в бундестаге Гернот Эрлер, участвовавший в коалиционных переговорах. – Правовое демократическое государство, защита меньшинств, свобода слова, независимая юстиция, борьба с коррупцией, соблюдение прав человека и уважение гражданских свобод – всё это нашло отражение в документе.

О чём это говорит? Новое правительство Германии собирается сбавить градус прагматизма в отношениях с Россией и активнее продвигать в нашей стране современные западные идеалы. Что, как свидетельствует опыт, не сулит ничего, кроме напряжённых споров о морали и ценностях. К слову, по некоторым данным, на более жёстких формулировках настаивал блок ХДС/ХСС, тогда как социал-демократы всячески пытались сгладить острые углы.

– Обычно разговоры о ценностях заводят в тупик, – заявил в ходе дискуссии директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров. – И конструктивный выход из него обычно бывает таким: «Пусть каждый живёт, как хочет. Давайте не будем обсуждать эти темы!» А между тем в России в последние годы растёт ощущение, что Германия, как и другие страны Запада, движется в направлении, опасном для будущего рода человеческого. Любая новость о том, что в очередной европейской стране разрешили однополые браки, принимается у нас в штыки. В итоге появляется новый аргумент в пользу того, что с Европой нам не по пути, а значит, нам нужно искать альтернативный путь развития. Причём это мнение не узкой элитной группы, а широких слоёв населения.


«Не стоит ставить Украину перед жёстким выбором»

Но ценности ценностями, а разногласия между Россией и Германией в последние дни затронули и более конкретные – геополитические – материи. Яблоком раздора стали события на Украине, где интересы двух стран, увы, вошли в клинч. Стоило только бегло проглядеть ведущие немецкие газеты, заботливо разложенные на стендах на первом этаже кассельского Дворца конгрессов, как становилось понятно, какого бойца поддерживает берлинский «тренер» на украинском «боксёрском ринге». «Кличко сражается» – крупными буквами выведено на первой полосе одного респектабельного издания, а под заголовком красуется фотография брутального мачо на фоне толп революционного молодняка. Передовица же исполнена в стиле «Знаете, какой он классный парень!» – мол, и тургеневские барышни от него без ума, и Львов с Харьковом он примирит, и в светлое европейское будущее за собой поведёт. Ну как тут не расплакаться от умиления и не проникнуться верой в человечество?

– Пусть украинский народ сам выбирает своё будущее, – сказал мне во время подиумной дискуссии сидевший рядом директор московского бюро одного германского фонда, пожелавший остаться неназванным. – Если люди сами стремятся в Европу, считают наши ценности и образ жизни привлекательными и готовы их отстаивать на митингах, то разве мы можем им мешать?

В это время слово взял сопредседатель рабочей группы «Политика» с российской стороны Константин Худолей, заведующий кафедрой европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ.

– Это частное дело Украины – вступать или не вступать в ту или иную организацию, – сказал профессор. – Но, прежде чем мы примем окончательное решение, я хотел бы напомнить об ошибках, допущенных нами на рубеже XX и XXI веков. Тогда переговоры о расширении ЕС и НАТО на Восток велись так, будто России не существовало, а тезис о том, что Москва не имеет права вето в этих организациях, тиражировался постоянно. Все гири были положены на одну чашу весов, что оттолкнуло нашу страну. Сегодня мы наступаем на старые грабли – переговоры об ассоциации Украины с ЕС ведутся так, будто России не существует, а это может привести к новым ошибкам с отрицательными последствиями для всей Европы.

К счастью, эту точку зрения разделяет и часть немецкого истеблишмента, особенно в среде социал-демократов и предпринимательского сообщества. Случайно или неслучайно, но незадолго до кассельского форума глава влиятельного Восточного комитета германской экономики и сопредседатель рабочей группы «Экономика» «Петербургского диалога» Экхард Кордес опубликовал заявление, в котором призвал к трёхсторонним переговорам между ЕС, Украиной и Россией.

– Мы сейчас действительно стоим на пороге серьёзного конфликта, – признал на панельной дискуссии влиятельный социал-демократ Гернот Эрлер. – Но надеюсь, мы не скатимся к терминологии холодной войны. Не стоит ставить Украину перед жёстким выбором – или ЕС, или Таможенный союз.

 

из выступлений

«Нам нужен диалог без взаимных поучений»

Одним из наиболее ярких выступлений, прозвучавших на «Диалоге», стала речь Матиаса Плацека, уроженца ГДР, который с 2002 по 2013 год занимал пост премьер-министра земли Бранденбург, а с 2005 по 2006 год возглавлял Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). Приводим некоторые выдержки из его выступления, несколько раз прерывавшегося овациями.

–Россия и Украина связаны друг с другом исторически. Киев – это колыбель российской государственности. Поэтому с нашей стороны будет не совсем мудро проводить восточноевропейскую политику в духе «или – или». Нужно понимать, что Украина – это ключ к России, но это также и ключ к Европе. Поэтому неудачу политики ассоциации Украины с Евросоюзом следовало бы воспринять как повод начать новые переговоры, в которых приняли бы участие все заинтересованные стороны.

В отношениях с Россией нам нужно проявлять больше терпения, делая акцент не на ценностных различиях, а на общей культурной истории. Нельзя забывать, что нынешняя Европа выросла из Западной Римской империи, тогда как Россия является наследницей Византии. На византийской православной почве выросли другие европейские, но – я бы хотел подчеркнуть – именно европейские ценности. И мы очень обедним Европу, если будем понимать под ней исключительно страны, относящиеся к бывшей Западной Римской империи. Европа всегда отличалась терпимостью и открытостью к разным культурам, которые могут прекрасно друг друга дополнять.

К ценностям современной России, которые только-только складываются после десятилетий коммунизма, следует относиться с уважением. Мы же зачастую даже не имеем ни желания, ни интереса их изучать. Насколько я понимаю, Владимир Путин хотел бы видеть Россию оплотом христианства и консерватизма – в противовес постмодернизму современной Европы. Нам нужно научиться вести друг с другом терпеливый и доброжелательный диалог – без поучения и взаимных оскорблений.

 

«Невское время» – полноправный участник «Диалога»

 

 

 

Политический обозреватель «НВ» Михаил Тюркин (на фото) стал не просто свидетелем, но и полноправным участником состоявшегося форума. В Касселе он получил премию имени Петера Бёниша за серию публикаций «Уроки немецкого» и принял участие в заседаниях «Петербургского диалога». Приводим фрагмент его выступления на заседании рабочей группы «СМИ», посвящённой журналистике в России и Германии:

–В перестройку и начало 1990-х годов тиражи газет били все рекорды. Но слом прежней системы ценностей, политический хаос и духовная пустота породили пессимизм, разочарование и недоверие к публичным персонам. Поэтому стоит ли удивляться, что к 2000-м годам россияне снова вернулись в частную жизнь? В отличие от немцев мы гораздо меньше способны к самоорганизации и совместным действиям – на кухне, даче, курорте, в блоге и социальных сетях нам гораздо комфортнее и уютнее, чем в общественной жизни. Это мы – нация индивидуалистов, а не западные европейцы!

Есть и другая проблема – в России почти отсутствует пресса, которая бы действительно отражала настроение большинства россиян, а не какой-то узкой группы. Наверное, завоевать популярность могли бы издания, критикующие российскую элиту с патриотических позиций, но патриотизм у нас приватизировал унылый официоз, а критичность – обанкротившиеся в 1990-е годы «либеральные» деятели. Впрочем, пустующую нишу в последнее время стали заполнять вполне качественные медиапродукты.

Только сверху эту проблему не решишь – нужна гражданская активность со стороны обычных людей. Не нравится пресса? Найдите единомышленников, создайте неправительственную организацию, соберите пожертвования и организуйте свой издательский бизнес! Конечно, среда будет всячески препятствовать, но если трава по-настоящему тянется к солнцу, она пробьётся через любой асфальт. Пример немцев, которые живут по принципу «государство – это мы» и проявляют потрясающую гражданскую активность, доказывает, что это возможно. И именно этому явлению я посвятил серию статей «Уроки немецкого», опубликованных в «НВ».

 

резюме

Публичные выступления и кулуарные беседы на «Петербургском диалоге» ясно показали, что немецкая политическая элита стоит сейчас перед важнейшим стратегическим выбором. Самый лёгкий для неё путь – попытаться с помощью кавалерийского наскока поглотить Украину и с помощью кабального договора об ассоциации набить себе карманы, изрядно прохудившиеся после спасения Греции и прочих «евроутопающих». Но, получив краткосрочный выигрыш, Европа и ФРГ с высокой долей вероятности проиграют на длинной дистанции, оттолкнув от себя Москву. Впрочем, пока остаётся открытым и второй путь – запустить трёхсторонние переговоры и заложить фундамент подлинно единой Европы, простирающейся от Лиссабона до Владивостока, в которой Германии и России суждено играть важную роль.

Судя по всему, окончательный выбор будет сделан по итогам нынешнего противостояния между властью и оппозицией в Киеве и переговоров между ХДС/ХСС и СДПГ. Об итогах этой подковёрной борьбы можно будет судить по тому, кто займёт пост министра иностранных дел. При положительном исходе в этом кресле вновь окажется влиятельный социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер, которого считают идеологом российско-германского сближения во времена Герхарда Шрёдера и одним из вдохновителей «Петербургского диалога».

Михаил Тюркин, Кассель – Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно