Планета

Плоды эмансипации

07 мартa

Корреспонденты «НВ»  рассказывают, каких прав удалось добиться женщинам в  разных странах мира


тунис

Страна победившего феминизма

Так называют Тунис его граждане мужского пола. И это в самом деле так: Тунис – единственное в мусульманском мире государство, где женщинам живётся крайне вольготно. Вплоть до того, что местным «гаишникам» запрещено останавливать за нарушения автомобиль, за рулём которого дама. Женщины здесь могут не носить паранджу, более того – щеголять в брюках и пёстрых кофточках. Многожёнство, несмотря на ислам, являющийся государственной религией, запрещено законом. Заключение брака, как и его расторжение, производится в бюро записи актов гражданского состояния или в судах, что нарушает требования Корана. В случае развода женщина может отхватить львиную долю имущества бывшего супруга, более того – имеет право на алименты в размере половины его доходов, даже если в браке не родились дети.

В начале 90-х в тунисский Кодекс о личном статусе были внесены поправки. Из него убрали строчку о том, что «женщина должна повиноваться мужу», и вписали другую: «Оба супруга должны относиться друг к другу с добротой и вниманием и помогать друг другу в ведении домашнего хозяйства и организации жизни своих детей». А также было узаконено, что на брак несовершеннолетней дочери должно быть получено разрешение не только её отца, но и матери. В уголовном кодексе были ужесточены санкции за совершение насилия в семье – брачные узы в случае насилия рассматриваются как отягчающее обстоятельство. А в преамбуле к трудовому кодексу появилась статья, гласящая, что не должно быть никакой дискриминации между мужчинами и женщинами ни в одном аспекте труда.

Три года назад в стране произошёл переворот, который положил начало так называемой «арабской весне». Новые власти Туниса подготовили и в конце января этого года приняли новую конституцию, в которой гарантировано равноправие мужчин и женщин. Ни в одной арабской стране такого нет! Член демократической партии Туниса «Аль-Такатуль» Лобна Джариби ликует: «Появление такой статьи в конституции – великий прорыв! Это исторический шаг вперёд, сделанный навстречу женщинам, причём не только тунисским». Но другая тунисская дама-политик Хатам Минауви считает, что новая конституционная статья не столько уравнивает в правах женщин, сколько ущемляет права мужчин. Она заявила: «Во всём мире политическими лидерами являются мужчины, почему Тунис должен быть исключением, почему мы должны чем-то выделяться?» Ей вторит депутат меджлиса Фатума Атья, одна из первых женщин в этой стране, начавшая заниматься бизнесом. Фатума говорит, что стала бизнесвумен не потому, что ей создали какие-то особые условия, а потому, что сама этого захотела и только сама всегда добивалась результатов. По мнению Фатумы, женщина должна занять своё место в соответствии со своими способностями.

Как бы то ни было, равноправие мужчин и женщин прописано в главном законе Туниса, и это дало возможность представительницам прекрасного пола баллотироваться на высший государственный пост. Первой о своём выдвижении на пост президента 24 февраля заявила лидер партии «Демократическое движение» Амана Мансур. Ну что ж – Аллах ей в помощь!

Андрей Катин

германия

 

Дарите женщинам закон

Если бы Клара Цеткин и Роза Люксембург, придумавшие Международный женский день, оказались в современной Германии, то либо восхитились, либо… ужаснулись.

Во-первых, 8 Марта тут официально не празднуется. Хотя о нём и знают: Ангеле Меркель уже доводилось поздравлять всех немок с «негосударственным» праздником, а самой получать в этот день цветы от ведущих «левых» политиков под аплодисменты всего бундестага. 

Во-вторых, и в главных, Роза с Кларой оказались бы в сегодняшней ФРГ безработными. Такой вот ужас: тут за права представительниц прекрасного пола борются не феминистские движения, а само государство, включая суды. Права охраняет так называемый Общий закон о равноправии. Если какая-то женщина сочтёт, будто её ущемляют по половому признаку, она сама обратится в суд, и «гонителю» мало не покажется. Ну а поскольку в ФРГ даже самые неимущие имеют возможность отстоять свои права в суде, получая от государства бесплатную правовую и процессуальную помощь, то дамы охотно пользуются этим при первом же удобном поводе. Причём подчас злоупотребляют.

Представьте, читатель, один из ночных кошмаров местных работодателей: увидеть во сне, что в объявлении о найме трудовых резервов они указали наличествующую позицию только в мужском роде. То есть, например, так: «Требуется грузчик». Любая местная дюймовочка может претендовать на соискание указанного места, а если ей откажут – выиграет в суде дело о «половой дискриминации», будь она хоть инвалидом. Работодатель обязан указать: «грузчик/грузчица», в противном случае «мелкое» упущение обойдётся ему в 13 тысяч евро. Именно столько получила по суду одна хрупкая особа в аналогичной ситуации. 

Да и вообще: если кто-то и чувствует себя в ФРГ дискриминированным по полу, то мужчины. К примеру, суд вряд ли примет иск жителя страны, обиженного на то, что ему отказали в должности испытателя новых гинекологических кресел, зато к его учёному собрату могут обращаться… в женском роде. И не только могут – обязаны. Думаете, шучу? Ничуть не бывало. В 2010 году руководство Высшей медицинской школы Ганновера внесло в свой устав определения «кандидатша» и «президентша». И никак иначе. В итоге главу почтенного вуза Дитера Зурмана именовали «герром президентшей». Конечно, знатоки в курсе, что в Ганновере сие нововведение спустя два года похоронили. Однако в прошлом году ганноверский почин был подхвачен Лейпцигским университетом. Там и поныне нет докторов, профессоров, кандидатов наук. Есть только «докторши», «профессорши», «кандидатки». Всего-то и осталось в Лейпциге мужского, что «герр». Не забывайте об этом, общаясь с коллегой из тамошнего универа.

 

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии


франция

 

Дамы, которым нужно всего по чуть-чуть

В то время как красота русских девушек впечатляет весь мир, а энтузиазм и яркость американских феминисток отвоёвывают всё больше прав у мужчин, француженкам не нужна ни чрезмерная красота, ни чрезмерные права. 

Первое русское слово, которое француженки легко выучивают, – это «чуть-чуть». Русским для счастья нужно всё или ничего, француженкам нужно чуть-чуть этого и чуть-чуть того. Американкам нужно заниматься каждый день спортом и наносить рискованный макияж, чтобы нравиться себе и другим. Француженке же нужно чуть-чуть подчеркнуть выразительность глаз тушью и немного уложить каре волос расчёской – вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя уверенно. 

И хотя во Франции есть министр по защите прав женщин и много феминистских движений, все они тоже следуют правилу «чуть-чуть». В то время как американские феминистки носят брюки и борются за равенство с мужчинами, французские феминистки добиваются отмены употребления частного «мадемуазель» в пользу общего «мадам».

Француженки тоже хотят иметь больше прав, но оставляют за собой главное право – быть женщиной. И если на улицах Парижа редко можно увидеть отблески разноцветной помады, как в США, или иссиня-чёрной подводки глаз, как в Англии, то почему же именно Франция является главным экспортёром косметики в мире? Секрет француженки в том, что она тратит деньги не на помаду, а на увлажняющие кремы, не на одну пару дорогущих туфель и кроссовок, а на несколько пар классики в тон любимой сумочке и… какие кроссовки? В них только спортом можно заниматься, по городу в них ходят только туристы! Француженка тратит деньги не на краску для волос, а на новый бальзам-ополаскиватель, не на гамбургер и пиццу с пивом, а на ресторанчик с сигареткой и вином, не на новый мобильный телефон, а на модные наручные часы.

Именно во Франции говорят: «Ищите женщину!» – потому что настоящую женщину нельзя увидеть на каждом углу, её нужно именно «искать». А красота её должна открываться не сразу, а постепенно – через улыбку, лёгкое прикосновение, через французский шарм... Француженке не нужно доминировать над мужчинами, она и так чувствует себя вполне уверенно и независимо. И замуж француженки больше не хотят, потому как считают, что брак – устаревшее социальное понятие. Возраст их ни в коем случае не пугает – сейчас, в XXI веке, он просто не ограничивает их ни в чём. Скорее, наоборот, даёт им необходимый опыт для новых жизненных приключений: флирта, смены профессии, мужа, семьи, шляпки, синих колготок на тёмно-красные...

Такая лёгкая и женственная, такая обаятельная и такая «нормальная» француженка-брюнетка чётко знает себе цену и искренне любит жизнь. И если русская женщина рано или поздно заводит семью и «остепеняется», американка в очередной раз с пылом ставит перед собой новые цели и достигает их, то француженка остаётся прежней, при этом умудряется быть частью национальной гордости и примером для подражания для всего мира.

 

Елена Развозжаева, корреспондент «НВ» во Франции


израиль

 

М и Ж боролись за права

В Израиле 8 Марта отмечают разве что выходцы из бывшего СССР, да и те без ажиотажа, свойственного этому празднику на их бывшей родине. Просто в этой стране женщины в единовременной праздничной компенсации не нуждаются: они круглый год рулят и строят.

Те из вас, кому выпало на себе испытать или хотя бы вблизи наблюдать, что такое еврейская жена и еврейская мама, могут счесть это генетическим качеством или вековой традицией еврейских мужчин – подчиняться и трепетать перед слабым полом. Между тем это свойство благоприобрётенное (вопрос лишь – насколько во благо).

На протяжении всей еврейской истории женщины вертели мужчинами как хотели и даже в древности брали на себя роль национальных лидеров и полководцев. Неслучайно из еврейской среды и основательница современного феминизма Бетти Фридан, и учредительница Международного женского дня Клара Цеткин (кстати, она не еврейка, фамилия по мужу, но с кем поведёшься…).

В современном Израиле, государстве от рождения социалистическом, могущественные женские организации в канун 8 Марта привычно сетуют, что женщины в стране зарабатывают на треть меньше мужчин и это якобы свидетельствует об угнетённом положении женщин, тем более уровень образования у них значительно выше. Чтобы не прослыть мужским шовинистом (обвинение не менее страшное, чем в гомофобии), этот вывод не принято опровергать. Хотя сделать это легко: уровень образования в Израиле вообще плохо коррелируется с уровнем доходов (иначе русские израильтяне были бы самыми богатыми), а более низкие зарплаты женщин часто следствие их собственного выбора – они предпочитают карьере детей (больше трёх на каждую – самый высокий показатель в развитых странах).

Вообще же дело Бетти Фридан и Клары Цеткин – борьба за женскую эмансипацию – победило в Израиле настолько, что возникло обратное движение: партия «За права мужчин» пытается пробиться в кнессет уже несколько парламентских выборов подряд. Правда, безуспешно – дискриминация, как утверждают сами борцы за мужскую эмансипацию. Главное их требование – положить конец неравенству мужчин при разводе. По израильскому законодательству, разводясь, мужчина обязан обеспечить своей оставленной половине тот же уровень материального обеспечения, что был у неё в браке. Это не считая алиментов на детей. Такой порядок породил весьма распространённую тенденцию: эмансипированные израильтянки выходят замуж, вовсе не собираясь жить в браке. Они заводят детей, разводятся, а потом живут за счёт брошенного мужа, ещё и шантажируя своего бывшего возможностью видеться с детьми.

Владимир Бейдер, корреспондент «НВ» в Израиле

Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно