Северо-Запад

«Плохиши память дедов попирают!»

10 октября

 

В Калининградской области один за другим возникают громкие скандалы из-за рекламных изображений

В Калининградской области не утихают рекламные войны. С одной стороны, отдельные маркетинговые идеи здешних предпринимателей поражают местных жителей своим цинизмом и пошлостью. С другой стороны, не в меру бдительные потребители порой пытаются разглядеть второе дно даже в безобидной рекламной продукции.

Сразу несколько жалоб граждан рассмотрел на днях экспертный совет по законодательству о рекламе при региональном управлении ФАС. И несмотря на то что по каждому обращению приняты отдельные, совершенно разные решения, очевидно одно: потребители в Калининграде рекламу не просто замечают – они её тщательно изучают и очень придирчиво оценивают.

– Парадокс заключается в том, что реклама не только предназначена для продвижения товара, но и сама является товаром, – поясняет рыночные хитросплетения маркетолог Александр Прокушин. – Рекламный продукт обязан не только обратить внимание на предлагаемый товар или услугу, но и по определению не должен своей формой или интенсивностью вызывать неприятной реакции у потенциального покупателя. Конечно, у каждого человека свой диапазон восприятия, тем не менее существуют общепринятые законы жанра. Есть темы, эксплуатация которых всегда чревата последствиями и даже прямыми и косвенными убытками.

Как выяснилось, доходчивые и простые правила маркетинга оказались известны не всем членам регионального бизнес-сообщества. Никто не спорит, что реклама – двигатель торговли, но, если в двигатель вместо качественного топлива заливать всякую низкопробную гадость, ничего, кроме неприятностей, ждать не следует.

В этой истине убедились руководители сразу двух местных предприятий, которые, не сговариваясь, решили поэксплуатировать патриотическую тему, обратившись к отечественной истории. В результате подобного креатива в сентябре на стенах одной из пивных точек Балтийска появился большой транспарант, копирующий образ красноармейца со знаменитого плаката Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?». Правда, в нынешней интерпретации суровый будённовец никого не призывал вступать в ряды Красной Армии. «Ты купил пива? Идёшь на рыбалку, природу, домой – возьми разливного в дорогу с собой!» – взывал к прохожим брутальный боец при помощи банальной рифмы.

Ещё жёстче в своём недалёком воображении пошли представители мебельной компании из областного центра, разбросавшие ещё летом по ящикам калининградцев красочные буклеты с призывом воспользоваться сезоном скидок.

– Когда глянула – ахнула, – краснеет от возмущения пенсионерка Антонина Сабайдачная. – С картинки покупать мебель призывает… Родина-мать со знаменитого плаката Ираклия Тоидзе. Во время войны люди, глядя на этот рисунок, шли в военкоматы защищать страну, а тут какие-то плохиши память своих же дедов попирают!

Неизвестно, какую прибыль заработали в ходе акции и мебельщики, и торговцы пивом, только в обоих случаях теперь хозяевам точек грозят серьёзные денежные штрафы. Эксперты, обсудив оба образчика, рекомендовали антимонопольному ведомству возбудить против идеологов сомнительной рекламы административные дела по признакам нарушения законодательства.

– Общественники и специалисты пришли к выводу, что коммерческое использование таких образов неэтично и оскорбительно для подавляющего большинства граждан, – пояснила вердикт комиссии руководитель регионального управления ФАС Ольга Боброва.

Не менее единодушным оказалось мнение экспертов и по баннеру с иным подтекстом. На фоне оголённых женских коленок одно из финансовых учреждений города предлагало без излишней суеты и выгодно оформить ссуду задорным и пикантным слоганом: «Мы даём!»

– Реклама низкопробная и пошлая, – заявила президент Союза женщин Калининградской области Марина Матюнина. – Мне, честно говоря, обидно, что бизнесмены, являясь представителями самого продвинутого класса, вдруг уподобились людям малообразованным. Они действуют на рефлексах, по Фрейду, что по определению недостойно.

Мнение общественницы поддержали и другие члены совета. Эксперты усмотрели в сальной рекламе непристойные и оскорбительные образы, нарушающие общепринятые нормы поведения. Теперь владельцам кредитного заведения придётся демонтировать «клубничный» баннер и, если суд подтвердит обоснованность претензий УФАС, заплатить солидный денежный штраф за нестандартную акцию.

Однако далеко не все рассмотренные экспертами жалобы завершаются финансовыми экзекуциями для бизнеса. Иные потребители норовят найти подоплёку в совершено нейтральном рекламном продукте.

Эксперты так и не смогли понять, каким образом неравнодушный калининградец разглядел призыв к расовой дискриминации в буквальном смысле на дне унитаза? Неравнодушного гражданина расстроила растяжка сети магазинов стройматериалов «Клондайк», где симпатичная девушка, опираясь локотком на необходимое в быту фаянсовое изделие, призывала каждого найти себе белого друга.

– Бред полный, – возмущается основатель сети, ныне депутат областной думы Сергей Кононов. – А если бы унитаз был голубым, то реклама, по мнению этого гражданина, подпадала бы под закон о запрете гей-пропаганды? А теперь представьте, сколько бумаг в оправдание пришлось написать дирекции, сколько времени потратить юристам предприятия. Мне кажется, при рассмотрении отдельных жалоб имеет смысл проверять людей на адекватность. Налицо так называемый потребительский экстремизм, против которого на Западе разработаны законодательные меры реагирования.

Не нашли признаков апартеида в желании большеглазой красавицы найти себе белого друга и эксперты. Скептически отозвавшись о замысле рекламного баннера, о качестве композиции, члены комиссии пришли к единогласному выводу: белый унитаз к расизму не имеет никакого отношения. Тем не менее в ближайшее время комиссия при региональном отделении УФАС соберётся снова. 

 

а как у них?

Супермаркетам показали козу

Претензии к рекламным буклетам и баннерам – совсем не отечественная черта. В Европе общественность готова выходить на демонстрации против непонятного людям образчика рекламной продукции. На этой неделе в соседней с Калининградом Польше грянул громкий религиозный скандал, который спровоцировали руководители одной из местных торговых сетей. Тамошние экзорцисты возмутились появлению в продаже в сети супермаркетов Lidl фасованного козьего сыра стоимостью 6,66 злотого. В ценнике на полезном продукте, где цифры были даже не разделены точкой, а отличались лишь размером, неравнодушные католики разглядели «число зверя». Помимо написания цены общественникам не понравилась и коза, изображённая на упаковке сыра, так как по христианским поверьям данное животное считается символом зла. Возмущение народа поддержала и церковь, представители которой в официальном заявлении разглядели на упаковке сыра «сатанинские вибрации», а также «отчётливо показанный знак сатаны и рога».

Руководитель отдела маркетинга торговой сети Lidl Патриция Каминьска уже поспешила заявить, что цены в супермаркетах устанавливаются индивидуально и не имеют связи с символами, о которых информируют представители церкви. Однако верующие настоятельно требует от ретейлеров снять с продажи продукт в неоднозначной упаковке, в противном случае обещая бойкотировать торговую сеть.

 

между тем…

Директора уволили за рекламу

Самый громкий рекламный скандал в Калининградской области произошёл несколько лет назад, когда  руководитель местного филиала Военно-мемориальной компании поздравил ветеранов войны с 9 Мая, на обратной стороне открытки разместив прейскурант цен на ритуальные услуги. Нестандартное предпраздничное предложение вызвало нешуточное возмущение не только у калининградских ветеранов, но и у жителей всей страны. В этом же месяце не в меру креативный директор расстался со своим постом.

 

Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь