Мнения и комментарии

Почему Запад признал правоту России

27 мартa

Случаи, когда западные лидеры публично соглашаются с мнением России, настолько редки, что их можно посчитать по пальцам. Если в Вашингтоне и европейских столицах и говорят: «А ведь эти русские в чем-то правы!», то происходит это, как правило, только тогда, когда дело уже сделано, а о недавних дипломатических баталиях помнят лишь эксперты.

Яркий тому пример – скажем, пятидневная война на Кавказе, когда Запад дружно обвинял «русского медведя» в стремлении растерзать «трепетную грузинскую лань». Лишь спустя год, когда о конфликте все забыли, комиссия ЕС тихо признала, что именно Грузия напала на Южную Осетию.

На этом фоне отрадно наблюдать, что в актуальном нынче «сирийском вопросе» Запад публично признал правоту России. Так, на прошлой неделе Совбез ООН принял заявление, в котором призвал обе стороны сирийского конфликта – власть и оппозицию – прекратить кровопролитие и сесть за стол переговоров. Именно такую идею Россия и продвигала все последние месяцы. Что вполне логично: если сирийская регулярная армия вернется в казармы, а боевики останутся в захваченных городах, то повстанцы фактически оккупируют всю страну – и разве это компромисс? Теперь эта нехитрая мысль стала очевидна и западным лидерам вместе с нефтяными монархами Ближнего Востока. Сближение позиций привело даже к тому, что на саммите в Сеуле Дмитрий Медведев и Барак Обама приняли совместное заявление по Сирии. Еще месяц назад, когда западные СМИ выставляли Россию едва ли не страной-изгоем, такое даже представить себе было трудно!

Конечно, США и их союзники признали резонность наших аргументов не из уважения к нам, а скорее по причине провала их сирийской стратегии. Ведь спустя год после начала беспорядков в Сирии Западу стало очевидно банкротство «египетского» и «ливийского» сценариев в этой стране. Так, психологическое давление на Сирию зашло в тупик – большинство сирийцев по-прежнему поддерживают Башара Асада, а сирийская элита, состоящая из религиозных меньшинств, не желает по примеру египетских военных сдавать президента. Да и информационная война успехов не принесла – нельзя же все время шокировать западного обывателя леденящими душу сюжетами о бомбардировках мирных городов и о подавлении оппозиционных митингов танками и пулеметами! Выясняется также, что часть этих «репортажей», как и прошлогодний штурм Триполи, была отснята на катарской «фабрике грез» и потом заботливо передана «Аль-Джазире». Что же касается статистики о жертвах гражданской войны, то она и вовсе берется с потолка. По данным ООН, за год столкновений повстанцев с властями Сирии в стране погибли 9000 человек. Цифра шокирует? Бесспорно! Но стоит только задаться вопросом: «Откуда ООН почерпнула такие сведения?», как тут же обнаруживается, что глубокоуважаемое мировое сообщество делает выводы по данным из одного-единственного источника – «Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека», базирующегося в… Лондоне. Возглавляет нашу «рукопожатную» структуру правозащитник-сириец Рами Абдурахман, не сумевший получить даже среднее образование, а в ее штате состоит еще один человек – секретарь-переводчик. Помимо борьбы за права человека, наш герой держит в британской столице закусочную (видимо, на одной скорбной статистике на хлеб насущный не заработаешь). Каким образом эта «организация» умудряется в онлайн-режиме мониторить ситуацию во всей Сирии, отделять убитых «кровавым режимом» от убитых повстанцами, погибших в криминальных разборках, ДТП и просто умерших, не объясняется.

Но и на этом неудачи Запада на сирийском направлении не ограничиваются. В отличие от Ливии, где из оппозиции после полугодовых мучений иностранные инструкторы все же сделали каких-никаких бойцов, в Сирии «борцы с режимом» так и не смогли объединить усилия ради этой великой цели. В итоге сирийские повстанцы так и не сумели по аналогии с ливийским Бенгази создать свой форпост и в отчаянии перешли к тактике террористической борьбы.

В сложившейся ситуации у Запада, Турции и арабских монархий Персидского залива остается только одна возможность свергнуть «тирана Асада» – «гуманитарная интервенция». Одна беда – к ратным подвигам сегодня не готов никто из участников «антисирийской коалиции». Катар и Саудовская Аравия с их слабенькими армиями хороши как спонсоры боевиков, но никуда не годятся как вояки. Для Турции вторжение в Сирию будет означать восстание курдов в Ираке и на собственной территории. Что же касается Запада, то он сейчас входит не только в следующую фазу финансового кризиса, но и в ответственнейший электоральный цикл: в апреле президентские выборы состоятся во Франции, а в ноябре – в США. Ни Барак Обама, ни Николя Саркози не хотели бы в выборный год разрушить свою карьеру очередным «крестовым походом». В конце концов, 20-миллионная Сирия – это не маленькая Ливия: «гуманитарная интервенция» против Башара Асада вынудит Иран вмешаться в противостояние, и тогда пожар большой войны заполыхает на весь Ближний Восток. 

Сейчас, когда к крупной региональной бойне не готов ни один из ее потенциальных участников, для Запада очень важно слегка «притормозить» сирийский конфликт, переведя его в пассивную фазу. И в этой связи тактическое сближение с Россией дает ему искомую возможность. Но не стоит обольщаться: для США и их союзников падение Сирии – давно решенный вопрос. Просто широкое наступление на сирийском фронте начнется чуть позже и, видимо, совпадет по времени с окончательным решением «иранского вопроса». 

Михаил Тюркин, политический обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно