Северо-Запад

«Под это же деньги дают в столице!»

05 июля

В Калининградской области появилась тяга к строительству гигантских объектов, обречённых на убыточность из-за своих размеров

Обилие масштабных и финансово ёмких проектов в Калининградской области наносит ущерб и репутации, и бюджету нашей страны. Из десятка провозглашённых в регионе амбициозных идей большинство было свёрнуто ещё на стадии проектирования, на которое также потрачены немалые деньги. Но на практике оказывается, что ещё хуже, когда мегапроекты претворяются в жизнь. Тогда-то выясняется, что созданные детища ещё необходимо и содержать. 

Похоже, такая масштабность попросту погубит нашу экономику. Ну не привыкли мы строить маленькое, скромное и дешёвое – и приносящее прибыль. Зато научились возводить только самое-пресамое. То ли от широты русской натуры, то ли от желания исполнителей побольше спереть на одной конкретной стройке. Таких реализованных суперпроектов в Калининграде хватает с избытком. 

Кто сейчас из идеологов масштабных прожектов ответит, почему даже на треть от предполагаемого количества сегодня не заполняются огромные физкультурно-оздоровительные комплексы в областных райцентрах? Почему с завидной регулярностью ставится вопрос о закрытии аквапарка в Балтийске? Почему только по большим праздникам тянутся посетители в фешенебельный дворец спорта «Янтарь», расположенный в столице западной губернии? 

Кто-то может возразить: любительский спорт вообще дело социальное, а значит, и затратное. Никто с этим и не спорит. Просто размеры затрат бывают разными. В зависимости от площадей, тех самых, которые надо обслуживать и отапливать. А площади эти бывают полезными и не очень.

Впоследствии жертвами безудержной гигантомании становятся хилые местные бюджеты, на которые после торжественного открытия эпохальных объектов и возлагаются не менее эпохальные расходы по их содержанию.

У нас настолько привыкли к великим проектам, что уже никто не удивляется, когда за счёт государства возводятся и совсем не социальные объекты. Сегодня в западной губернии снова муссируется вопрос о создании игорной зоны. Проект, реализовывать который по сложившейся традиции будут на правах государственно-частного партнёрства. Но когда деньги вернутся в казну, и вернутся ли вообще, об этом никто и думать не хочет. Однако ответственные работники верят или делают вид, что верят: обязательно вернутся. 

– Старичок, ты не понимаешь, – увещевал меня намедни чиновник областного правительства. – Главное – построить. Сюда олигархи из Москвы и Питера понаедут. Народ богатый из Европы подтянется.

Слушая визави, я уныло пытался представить себе Абрамовича, Прохорова и Потанина, которые, побросав свои олигархические дела, поплывут на яхтах и полетят на самолётах в янтарный край, чтобы сделать ставки и проверить капризную фортуну на лояльность. Силился вообразить толпы страждущих богатеев-иностранцев, позабывших о Баден-Бадене или Монако и рвущихся в Калининград как на землю обетованную. Разглядев на моей физиономии плохо скрываемый пессимизм, собеседник не выдержал и привёл самый веский аргумент:

– Под это же деньги дают в столице! Если мы их не возьмём, они в другой регион уйдут. 

Правда, о том, кто и за сколько потом будет поддерживать в надлежащем виде всё возведённое хозяйство, найдутся ли бизнесмены, согласные содержать убыточные казино, чиновник, так патриотично выуживающий для области средства из Москвы, рассуждает весьма расплывчато. Главное же построить!

А вот в соседней с Калининградом Польше масштабы поскромнее. Там умеют считать деньги не только предприниматели. Бурмистр крохотного курорта Сверадув-Здруй Ролянд Марчиняк не любит больших проектов. Он вообще с осторожностью относится ко всему гигантскому. Может, поэтому в пятитысячном городке сегодня рекордное для Европы число крытых бассейнов на душу населения – тридцать чаш, оборудованных по последним, самым взыскательным меркам. И все приносят доход!

– Семь лет назад, когда их было восемь, у бизнесменов появился соблазн скинуться и построить один большой аквапарк, – выстроил на конкретном примере логическую цепочку пан Марчиняк. – Я вопросов набросал: а если надо на ремонт закрыть, а если потом поделить прибыль не сможете? А что с убытками делать будете? 

Бизнес-сообщество посовещалось, и каждый из предпринимателей пошёл своим путём. Кто раньше, кто позже, но построили свои небольшие бассейны. С учётом окупаемости. Бурмистр пояснил, почему так активно позволил себе вмешаться в планы местного бизнеса. Любой пустующий и заброшенный объект в городке – прямой убыток казне. Какие впечатления останутся у туриста, увидевшего в центре курорта крест-накрест заколоченную гостиницу или заброшенный ресторан? Какими ощущениями поделится он с друзьями и соседями, когда вернётся домой? 

Государство и частные инвесторы не раз предлагали развернуть в Сверадув-Здруе масштабное строительство. Возвести солидные отели, сделать из маленького городка, где есть и великолепные горнолыжные спуски, и радоновые источники, симбиоз Куршевеля и Карловых Вар. А упрямый бурмистр снова настаивает на своём:

 – Мы рады гостям, но в разумных пределах. Согласны расширить объёмы гостиничной базы только до ежесуточного приёма десяти тысяч туристов. Больше – категорически против, так как начнутся проблемы. И для жителей, и для гостей. Приедут один раз на такое место паломничества туристы, помыкаются в тесноте – и больше никогда не вернутся. А нам нужны постоянные клиенты. Вот такая простая и понятная логика. И что самое главное – гуманная и экономически рентабельная.


между тем…

Продолжаем напортачивать

Нет смысла перечислять озвученные с большой трибуны идеи создания в регионе нефтеперерабатывающих комбинатов и сталелитейных заводов. Громкие слова сошли на нет ещё до тех пор, пока жители региона не успели выразить громкий протест по данным заявлениям официальных лиц. Однако по-прежнему большинство калининградцев недоумевают от неоднократно всплывающей идеи строительства крупного порта в российском анклаве. Ведь вопреки логике строить его предлагается не у выхода к морю – в Балтийске, а на противоположной стороне Вислинского залива – в районе Мамоново. 

– Такой непоследовательный выбор не только алогичен с точки зрения экономики и регулярных затрат по дноуглублению акватории фарватера, но и практически ставит под угрозу существования популяцию угря, обитающего в заливе, – подчеркнул лидер общественной организации «Зелёный патруль» Александр Ковальчук. – Да и вообще нужен ли Калининграду при наличии пяти имеющихся ещё один порт?

Зачем выделять на строительство порта под Бальгой почти 100 миллиардов рублей, когда организация терминала под Балтийском обойдётся государству в разы дешевле, никто из официальных лиц пока ответить не может. 

Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно
28 апреля
воскресенье
+11
Слабый дождь