Культура
ПОД КРЫШЕЙ НАШЕГО ДОМА ЖИВУТ ЧЕТЫРЕ ТЕАТРА
08 августа
Сергей Шуб - наследник хорошо известной в театрально-концертном мире нашего города фамилии. Окончив ЛГИТМиК по специальности "театроведение", он трудился на Ленинградском телевидении. Затем вступил на нелегкий путь работы заведующим литературной частью театра. Ему довелось работать со знаменитыми режиссерами питерской сцены - Геннадием Опорковым, Яковом Хамармером, Игорем Владимировым.
В канун нового театрального сезона знаменитый театральный деятель и дал эксклюзивное интервью для нашей газеты.
- Сергей Григорьевич, какой по счету сезон откроет скоро театр "Балтийский дом"?
- 67-й по счету. Не юбилейный - это точно. Один юбилей - 300-летие Санкт-Петербурга - мы уже пережили.
- Что готовит нового театр?
- У нас вполне интересная программа подготовки новых спектаклей всеми коллективами. Известный питерский режиссер Игорь Коняев ставит спектакль "Жизнь Ильи Ильича" (по "Обломову"). Мы его выпускаем на Малой сцене. В главной роли - приглашенный актер Петр Семак. Премьера назначена на 28 августа. Итальянец Рикардо Сатили, хорошо знакомый как участник наших фестивалей, был приглашен ставить на большой сцене пьесу Карло Гольдони "Кофейня". Cилами основной труппы на Малой сцене будет поставлена пьеса Иштвана Эркеня "Кошки-мышки". Виктор Крамер запускает совместный российско-итальянский проект - постановку гоголевской "Женитьбы". Предпремьера назначена на сентябрь, а мировая премьера состоится в рамках Дней Италии в Петербурге в ноябре нынешнего года. Это премьера театра "Фарсы". Анатолий Праудин репетирует еще один международный проект, на этот раз - с голландцами из города Заандама. Спектакль называется "Русский царь". Он о Петре Первом. А премьера состоится в рамках Дней Голландии в Петербурге.
- То есть вы оправдываете название "Театр-фестиваль"?
- Такая насыщенная программа показала, что она на благо самому театру "Балтийский дом". Официально такая структура существует уже шесть лет, и она функционирует как единый организм. У нас есть творческий обмен со шведскими театрами, когда худрук "Балтдома" Владимир Тыкке ставит в Норчепинге спектакль по водевилям Чехова, а шведский режиссер ставит у нас детский спектакль.
- Вы не упомянули театр "Потудань", который также живет под вашей крышей...
- Они показали рабочую премьеру кукольного спектакля "Небо в чемодане, или Цуцики в ночи".
- Зритель каким-то образом реагирует на специфику вашего театра? Вы ищете особые формы отношений с публикой?
- Для нас форма отношений одна - хороший спектакль. Но мы не скрываем, что брэнд "Балтийского дома" cвязан в значительной степени с фестивальной деятельностью. Да и собственные наши проекты нам тоже зарабатывают авторитет. Например, спектакль Йонаса Вайткуса "Мастер и Маргарита" c Александром Лыковым и Вадимом Яковлевым тоже в немалой степени способствовал роста интереса зрителей к самому театру.
- Некоторое время назад театр сделал ставку на кассовый театральный продукт, вроде "Милашки" с Нагиевым. Вы намерены продолжать эту репертуарную линию?
- Cегодня, к моему большому сожалению, театр как таковой мало интересует публику. И у привычных любителей театра не всегда найдутся деньги на билет. Нынче интерес публики связан с конкретным спектаклем. Нет на петербургском культурном пространстве театра-лидера, каким был БДТ времен Товстоногова в 60-70-е годы. Есть отдельные спектакли, в которых зрителей привлекают артисты. Поэтому когда мы приглашали Нагиева, то мы понимали, на что идем, но задачу коммерческую выполнили. Задача директора театра - соблюдать баланс между художественным качеством спектаклей и успехом в кассе. Мы должны финансово обеспечить те экспериментальные постановки, которые планируем. Мы должны понимать, откуда возьмем деньги на гонорар приглашенному модному режиссеру Климу. Репертуарный театр должен приспосабливаться к запросам публики. И, естественно, он должен поддерживаться государством.
- "Cон в летнюю ночь" c Романом Трахтенбергом пользуется спросом у публики?
- Пользовался. Трахтенберг уехал в Москву. И мы сейчас находимся в состоянии эксперимента: посмотрим, как будет идти спектакль без Трахтенберга.
- Неужели вы не планируете коммерческих хитов?
- В будущем сезоне мы планируем создать спектакль по роману "Двенадцать стульев" к столетию Остапа Бендера. Проект предложил Александр Белинский. В ролях Бендера и Воробьянинова будут выступать Юрий Стоянов и Илья Олейников.
- На чем же сегодня может заработать деньги театр?
- На спектаклях, но без государственной дотации любой современный репертуарный театр существовать не может. Особенно такой большой театр, как наш. Ведь у нас самое большое театральное здание, построенное после революции. И его надо содержать. Стихийно сложившаяся форма организации культурной деятельности в виде театра-фестиваля объединяет под одной крышей четыре театральных коллектива, три больших театральных фестиваля и несколько малых. И все это действует в структуре государственного учреждения. Ведь мы по-прежнему действуем как театр, который должен в год играть определенное количество спектаклей, выдавать премьеры. Все остальное на практике получается как некое хобби. И я рискую получить выговор за то, что не сыграю положенные спектакли, хотя и проведу два крупных фестиваля. Возникают ножницы между нашими возможностями и нашими потребностями.
- То есть практически у вас создан большой культурно-театральный комплекс?
- Да, и он нуждается совсем в другом финансировании, чем то, которое мы имеем на сегодняшний день. Когда восемь лет назад я стал директором театра, то мне показалось продуктивным максимально использовать те четырнадцать тысяч квадратных метров площади, которые имеет наш театр. Мы наполнили его особой атмосферой, насытили событиями. Но выяснилось, что театр не ремонтировался со дня своего открытия. Нужен капитальный ремонт. У нас сегодня зрители, пришедшие на всемирно известные спектакли, сидят на креслах образца 1936 года.
- Каков же выход?
- Город должен вложиться в реконструкцию здания, чтобы оно окончательно не разрушилось.
- 23 года назад вы впервые пришли на работу в театр. И это был именно этот театр, тогда носивший имя Ленинского Комсомола. Ваш отец Григорий Шуб в то время был одним из руководителей такой мощной организации, как "Ленконцерт". Нынче вы сами - театральный менеджер. Есть ли разница в том, как подходят к театральному делу два разных поколения директоров?
- Я достаточно приблизительно ориентируюсь в том, какой был менеджмент при советской власти. Но я бы сегодня говорил не о различиях, а о том, что есть общее. А оно есть и заключается в том, что ты относишься к делу, которым занимаешься, как к своему личному. Никогда не делил работу по принципу: это - мое, а это - не мое. Я понимаю, что отец работал в условиях, когда все действия были гораздо строже регламентированы, чем сейчас. И помню, что как подвиг все воспринимали, что он выбил Александру Розенбауму ставку 8 рублей 12 копеек. Отец помог и Саше Дольскому, и Эдите Пьехе, и Алле Пугачевой. А он мог просто сидеть и подписывать бумажки. Но отец относился к делу как к личному, считая каждый заработанный рубль как свой собственный. И общее между нами - это как раз и есть отношение к делу. Поэтому я сюда прихожу каждое утро, как в свой дом. А разница в том, что коридор импровизаций сегодня в театральном деле гораздо шире.
- Когда вы заканчивали театроведческий факультет ЛГИТМиКа, то мечтали стать директором театра?
- И не собирался. Но сегодня я каждый день благодарю Бога за то, что он послал мне такую интересную работу, как директор театра. А ведь мог прожить жизнь, так ничего в этой сфере не узнав и не сделав. И не создать той команды профессионалов, которой горжусь и которую очень ценю. Мы уже вместе работаем пятнадцать лет. Мне повезло работать с интересными людьми. И это, наверное, есть ощущение счастья, которое я нес и несу через жизнь.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
В канун нового театрального сезона знаменитый театральный деятель и дал эксклюзивное интервью для нашей газеты.
- Сергей Григорьевич, какой по счету сезон откроет скоро театр "Балтийский дом"?
- 67-й по счету. Не юбилейный - это точно. Один юбилей - 300-летие Санкт-Петербурга - мы уже пережили.
- Что готовит нового театр?
- У нас вполне интересная программа подготовки новых спектаклей всеми коллективами. Известный питерский режиссер Игорь Коняев ставит спектакль "Жизнь Ильи Ильича" (по "Обломову"). Мы его выпускаем на Малой сцене. В главной роли - приглашенный актер Петр Семак. Премьера назначена на 28 августа. Итальянец Рикардо Сатили, хорошо знакомый как участник наших фестивалей, был приглашен ставить на большой сцене пьесу Карло Гольдони "Кофейня". Cилами основной труппы на Малой сцене будет поставлена пьеса Иштвана Эркеня "Кошки-мышки". Виктор Крамер запускает совместный российско-итальянский проект - постановку гоголевской "Женитьбы". Предпремьера назначена на сентябрь, а мировая премьера состоится в рамках Дней Италии в Петербурге в ноябре нынешнего года. Это премьера театра "Фарсы". Анатолий Праудин репетирует еще один международный проект, на этот раз - с голландцами из города Заандама. Спектакль называется "Русский царь". Он о Петре Первом. А премьера состоится в рамках Дней Голландии в Петербурге.
- То есть вы оправдываете название "Театр-фестиваль"?
- Такая насыщенная программа показала, что она на благо самому театру "Балтийский дом". Официально такая структура существует уже шесть лет, и она функционирует как единый организм. У нас есть творческий обмен со шведскими театрами, когда худрук "Балтдома" Владимир Тыкке ставит в Норчепинге спектакль по водевилям Чехова, а шведский режиссер ставит у нас детский спектакль.
- Вы не упомянули театр "Потудань", который также живет под вашей крышей...
- Они показали рабочую премьеру кукольного спектакля "Небо в чемодане, или Цуцики в ночи".
- Зритель каким-то образом реагирует на специфику вашего театра? Вы ищете особые формы отношений с публикой?
- Для нас форма отношений одна - хороший спектакль. Но мы не скрываем, что брэнд "Балтийского дома" cвязан в значительной степени с фестивальной деятельностью. Да и собственные наши проекты нам тоже зарабатывают авторитет. Например, спектакль Йонаса Вайткуса "Мастер и Маргарита" c Александром Лыковым и Вадимом Яковлевым тоже в немалой степени способствовал роста интереса зрителей к самому театру.
- Некоторое время назад театр сделал ставку на кассовый театральный продукт, вроде "Милашки" с Нагиевым. Вы намерены продолжать эту репертуарную линию?
- Cегодня, к моему большому сожалению, театр как таковой мало интересует публику. И у привычных любителей театра не всегда найдутся деньги на билет. Нынче интерес публики связан с конкретным спектаклем. Нет на петербургском культурном пространстве театра-лидера, каким был БДТ времен Товстоногова в 60-70-е годы. Есть отдельные спектакли, в которых зрителей привлекают артисты. Поэтому когда мы приглашали Нагиева, то мы понимали, на что идем, но задачу коммерческую выполнили. Задача директора театра - соблюдать баланс между художественным качеством спектаклей и успехом в кассе. Мы должны финансово обеспечить те экспериментальные постановки, которые планируем. Мы должны понимать, откуда возьмем деньги на гонорар приглашенному модному режиссеру Климу. Репертуарный театр должен приспосабливаться к запросам публики. И, естественно, он должен поддерживаться государством.
- "Cон в летнюю ночь" c Романом Трахтенбергом пользуется спросом у публики?
- Пользовался. Трахтенберг уехал в Москву. И мы сейчас находимся в состоянии эксперимента: посмотрим, как будет идти спектакль без Трахтенберга.
- Неужели вы не планируете коммерческих хитов?
- В будущем сезоне мы планируем создать спектакль по роману "Двенадцать стульев" к столетию Остапа Бендера. Проект предложил Александр Белинский. В ролях Бендера и Воробьянинова будут выступать Юрий Стоянов и Илья Олейников.
- На чем же сегодня может заработать деньги театр?
- На спектаклях, но без государственной дотации любой современный репертуарный театр существовать не может. Особенно такой большой театр, как наш. Ведь у нас самое большое театральное здание, построенное после революции. И его надо содержать. Стихийно сложившаяся форма организации культурной деятельности в виде театра-фестиваля объединяет под одной крышей четыре театральных коллектива, три больших театральных фестиваля и несколько малых. И все это действует в структуре государственного учреждения. Ведь мы по-прежнему действуем как театр, который должен в год играть определенное количество спектаклей, выдавать премьеры. Все остальное на практике получается как некое хобби. И я рискую получить выговор за то, что не сыграю положенные спектакли, хотя и проведу два крупных фестиваля. Возникают ножницы между нашими возможностями и нашими потребностями.
- То есть практически у вас создан большой культурно-театральный комплекс?
- Да, и он нуждается совсем в другом финансировании, чем то, которое мы имеем на сегодняшний день. Когда восемь лет назад я стал директором театра, то мне показалось продуктивным максимально использовать те четырнадцать тысяч квадратных метров площади, которые имеет наш театр. Мы наполнили его особой атмосферой, насытили событиями. Но выяснилось, что театр не ремонтировался со дня своего открытия. Нужен капитальный ремонт. У нас сегодня зрители, пришедшие на всемирно известные спектакли, сидят на креслах образца 1936 года.
- Каков же выход?
- Город должен вложиться в реконструкцию здания, чтобы оно окончательно не разрушилось.
- 23 года назад вы впервые пришли на работу в театр. И это был именно этот театр, тогда носивший имя Ленинского Комсомола. Ваш отец Григорий Шуб в то время был одним из руководителей такой мощной организации, как "Ленконцерт". Нынче вы сами - театральный менеджер. Есть ли разница в том, как подходят к театральному делу два разных поколения директоров?
- Я достаточно приблизительно ориентируюсь в том, какой был менеджмент при советской власти. Но я бы сегодня говорил не о различиях, а о том, что есть общее. А оно есть и заключается в том, что ты относишься к делу, которым занимаешься, как к своему личному. Никогда не делил работу по принципу: это - мое, а это - не мое. Я понимаю, что отец работал в условиях, когда все действия были гораздо строже регламентированы, чем сейчас. И помню, что как подвиг все воспринимали, что он выбил Александру Розенбауму ставку 8 рублей 12 копеек. Отец помог и Саше Дольскому, и Эдите Пьехе, и Алле Пугачевой. А он мог просто сидеть и подписывать бумажки. Но отец относился к делу как к личному, считая каждый заработанный рубль как свой собственный. И общее между нами - это как раз и есть отношение к делу. Поэтому я сюда прихожу каждое утро, как в свой дом. А разница в том, что коридор импровизаций сегодня в театральном деле гораздо шире.
- Когда вы заканчивали театроведческий факультет ЛГИТМиКа, то мечтали стать директором театра?
- И не собирался. Но сегодня я каждый день благодарю Бога за то, что он послал мне такую интересную работу, как директор театра. А ведь мог прожить жизнь, так ничего в этой сфере не узнав и не сделав. И не создать той команды профессионалов, которой горжусь и которую очень ценю. Мы уже вместе работаем пятнадцать лет. Мне повезло работать с интересными людьми. И это, наверное, есть ощущение счастья, которое я нес и несу через жизнь.
Сергей ИЛЬЧЕНКО