Взгляд

Подопытные дети эпохи перемен

22 февраля

Пять лет ЕГЭ вместо выпускных и вступительных экзаменов. Теперь вдруг сочинение и ещё подарок: вузы могут менять один вступительный ЕГЭ на другой по списку, подготовленному в Минобрнауки. 

Я, как мать, пережившая выпускную и вступительную лихорадку в прошлом году, всей душой сочувствую тем, чьим детям ещё предстоит пройти эти испытания сейчас или в будущем. Российское образование уже четверть века живёт в эпоху перемен, и эпоха эта, судя по всему, обещает длиться вечно.

Минобрнауки подкинуло абитуриентам очередной реформаторский подарочек: вузы имеют право менять один ЕГЭ на другой в рамках высочайше утверждённого министром списка. Предположим, иностранный язык у международников можно заменить на географию (и правда, что за международник без географии?), а вместо информатики – поставить физику для желающих поступать на модную инноватику или традиционную радиотехнику. Списки экзаменов будут составлять не заблаговременно, а за две недели до deadline, когда будущие абитуриенты окончательно определяются с ЕГЭ.

В этом году Петербург миновала чаша сия, вроде бы никаких замен не будет, а в той же столичной «Вышке» уже воспользовались «академическими свободами» и поменяли перечень вступительных по пяти направлениям. Чтобы абитуриенты не нервничали, открывают подготовительные курсы (подозреваю, платные). А в будущем году всё пойдёт по полной программе: 15 февраля институты и университеты решают, какие ЕГЭ выбрать, а 1 марта школьники записываются на единые государственные.

Министерские чиновники отбрёхиваются: ничего страшного, всякий, кто освоил школьную программу, легко сдаст ЕГЭ по любому предмету. Врут! Исхожу из собственного опыта. Мой ребёнок оканчивал языковую школу, где математику преподавали очень хорошо. Однако их учитель понимал: без дополнительных курсов никак. Весь год натаскивал. Моя дочь оказалась лучшей в школе по баллам, а что было бы без этих ЕГЭ-натаскиваний, и представить страшно. Знать предмет и уметь заполнить клеточки теста – совершенно разные вещи. Без занятий, нацеленных именно на тест, ничего не выйдет. Со всеми остальными предметами, включая английский, такая же история.

О том, что ЕГЭ написать не поле перей­ти, знают учителя, ученики, родители, а вот чиновники из Министерства безмятежно хлопают глазами: «Что не так? Всё строго по инструкции, в соответствии со школьной программой и рекомендациями методистов». И продолжаются реформаторские игрища, прикрытые благовидными предлогами: борьба с коррупцией в высшей школе, академические свободы, привлечение в престижные вузы провинциалов… Но не верится в благие намерения на фоне ежегодных скандалов с ЕГЭ (как с выставленными на продажу вариантами экзаменационных заданий прошлым летом). Лично знаю в Петербурге родителей, которые сознались: да, купленные варианты и то, что было на экзамене, совпало один в один.

Мало чехарды со вступительными ЕГЭ, по абитуриентам-2015 могут ударить и сочинением. В соответствии с распоряжением премьера уже переписывают стандарты. И сочинение сразу вернётся! Я за него двумя руками. Я бы все гуманитарные экзамены превратила в сочинение. Это куда лучше, чем действующие КИМы (кто не знает, контрольно-измерительные материалы) по обществознанию, истории или литературе. Написать развёрнутое эссе об Октябрьской революции, личности Петра I, любовной лирике Маяковского или справедливости куда труднее и полезнее, чем ставить «галку» в квадратик, решая, кто жил раньше, Рублёв или Репин, или выискивая в тексте «Анчара» метафоры с олицетворениями. Я – за сочинение. Но не вдруг и не сразу. Нынешних школьников учат писать эссе по правилам: тезис, два аргумента, вывод. Просто и без изысков. Когда на пробном ЕГЭ по русскому моя дочь написала, что «талант – это дикий зверь, его надо усмирить, и для этого необходим труд», – ей ласково посоветовали «прикусить поэтический язычок». Проще надо. Вот с заветом «проще» – в школу и вернут сочинение! 

Ещё раз повторю, я – за сочинение. Но не поворотом «все вдруг». Как на флоте в бою. Десять лет сочинения истребляли. Десять лет натаскивали на «галки» и алгоритм 150 слов, 4 абзаца. И сразу сочинение. Я всё понимаю, мы живём в эпоху перемен. Но почему эксперименты с переменно странным результатом надо ставить на детях? Может, сначала на кроликах? А ещё лучше на министерских чиновниках. Пусть сдадут ЕГЭ без подготовки в рамках своего высшего образования и учёных степеней, а потом уже пишут циркуляры.

Марианна Баконина, обозреватель канала 100 ТВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+8
Сильный дождь