Планета

Правнуки за прадедов в ответе?

12 февраля

«Подарок» западных союзников ко Дню объединения Германии – возобновление репарационных выплат за Первую мировую войну

Как вы думаете, в каком году завершилась для Германии Первая мировая война? Не спешите отвечать, что она закончилась 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу, где было подписано перемирие между Германией и странами Антанты. Или 28 июня 1919 года – подписанием пресловутого Версальского договора. Есть другие, достоверные сведения, согласно которым Первая мировая завершилась для немцев… в 1983 году. Или 3 октября 2010 года. Или, может быть, не закончилась поныне.

В том, что сказанное вовсе не дутая сенсация, вы убедитесь, прочитав этот материал. А пока – беспристрастный факт: в 2014-м немцы могут отмечать четвёртую годовщину прекращения векового грабежа их страны государствами, победившими в Первой мировой. Грабежа беспрецедентного, сопоставимого в золотом исчислении лишь с финансовыми контрибуциями, выплаченными Россией Западу по итогам поражения в третьей мировой – холодной войне.


Как Германия разорила Францию и чем Франция на это ответила

Перед тем как рассказать читателям о том, что скрывалось за цифрой 69,9 миллиона евро, прописанной в федеральном бюджете ФРГ 2010 года под пунктом № 2.1.1.6. с мало что говорящим обывателю названием «Внешние долги, подлежащие урегулированию», вспомним «подарок», который к пятилетию начала Первой мировой получила Германия от стран-победительниц.

В соответствии с Версальским договором страна должна была выплатить государствам-победителям 269 миллиардов золотых марок, что в эквиваленте составляло 100 тысяч тонн золота. Так и надо ей, «милитаристке» и согласно 231-й статье того же договора единственной поджигательнице войны? Оставим право спорить на эту тему историкам. Но обратим внимание на другой факт: вброс в тогдашнее общественное мнение постулата, согласно которому Франция, сыгравшая существенную роль в определении драконовского размера контрибуций, просто поквиталась с Германией за «финансовое разорение» страны трёх мушкетёров по итогам франко-прусской войны 1870–1871 годов.

Этот тезис, уравнивающий в глазах простых людей, да и многих профессиональных историков «двух хищниц», не выдерживает проверки цифрами. Так, если Бисмарк назначил Франции в 1871 году контрибуцию в размере 13 процентов ВВП, подлежащую уплате с трёхлетней рассрочкой, то Германии по итогам поражения в Первой мировой предстояло выплатить 200 процентов своего ВВП. Причём ежегодные выплаты превышали профицит её торгового баланса.


Платить вам не переплатить!

Стоит отметить: самые прозорливые победители, включая представителя британского минфина Джона Кейнса, уже в 1919 году понимали – контрибуции, наложенные на Германию, превышают её финансовые возможности в 4–5 раз. А значит, Версальский договор рано или поздно «родит коллективного Гитлера».

Понимали это и в Германии – Берлин апеллировал к победителям о снижении размера репараций до 50 миллиардов золотых марок и о рассрочке таких выплат на 15 лет.

Победители согласились с этим опосредованно – в Германию хлынули (в основном из США и Великобритании) кредиты на погашение ею долгов. В США был разработан план Юнга – по нему немцам милостиво разрешалось платить контрибуции вплоть до… 1989 года. Собственно, эти кредиты, а точнее, их обслуживание и набежавшие проценты способствовали тому, что по факту Первая мировая завершилась для Германии то ли 3 октября 2010 года, то ли… не завершилась до сих пор. Это, кстати, способствовало благоденствию британских пенсионеров за счёт средств немецких налогоплательщиков – если верить британской прессе.

Кстати, известное суждение, согласно которому Гитлер, став канцлером в 1932 году, отказался от выплат репараций, верно лишь де-юре, не де-факто. К названному сроку Германия и так заплатила победительницам – за исключением России – на миллиард золотых марок больше, чем могла (без учёта полученных кредитов), – 51 миллиард. А вот «скромный» остаток репараций, предписанных Антантой ещё кайзеровской Германии, заплатили потомкам победителей уже современные немцы: граждане демократической страны – жителям «единого, свободного мира».

Современные Россия и Германия любят прощать огромные долги своим многочисленным должникам. Приятно, что Россия оказалась едва ли не единственной страной-победительницей, не приложившей по итогам Первой мировой войны руку к вековому ограблению Германии. В 1922-м большевистское правительство отказалось от немецких репараций – пусть и в обмен на признание Германией национализации германской собственности в России.

Предоставим историкам судить, насколько сопоставимы размеры репараций, на которые Россия имела право по Версальскому договору, с немецкими активами в нашей стране, разрушенной Гражданской войной. Просто другие «демократические государства», в отличие от России и Германии, не страдают комплексом финансового всепрощения. Даже после окончания Второй мировой в соответствии с Лондонским договором 1953-го обновлённая, избавленная от фашистов Германия была вынуждена продолжить выплату кайзеровских долгов по Версальскому договору.

Не станем оспаривать аксиому, что по долгам надо платить. Не стоит спорить и с некоторыми немецкими историками, всерьёз полагающими, будто союзники предложили вторично побеждённой Германии весьма выгодный порядок погашения версальских репараций. Факты таковы: в дополнение к репарациям по итогам Второй мировой немцы продолжили расплачиваться и за Первую.

Как напишет современный германский историк, «чтобы молодое западногерманское государство не истекло в плане финансов кровью и стало сильным участником свободного Альянса в системном конфликте с коммунистическими диктатурами», победители взыскали с Германии за Первую мировую ещё 30 миллиардов дойчмарок (в дополнение к 51 миллиарду, полученному к 1932 году). Плюс 670 миллионов евро (в пересчёте на нынешние) по кредитам в рамках планов Юнга и Дауэса. При этом СССР, больше других пострадавший от фашистской агрессии, не выдвигал никаких финансовых требований, придерживаясь линии 1922 года.


Кто скупил «фантики»?

В полном объёме по кайзеровским репарациям немцы расплатились с собратьями по свободному Альянсу лишь в 1983 году. Но и тогда, в 1983-м, и сегодня мало кто из немцев знал и знает о «подарке», преподнесённом западными союзниками к объединению Германии. Тогда немцам… прописали дополнительные выплаты за обслуживание и проценты по кредитам, взятым ими под оплату драконовских версальских репараций. 3 октября 1990 года, сразу вслед за падением Берлинской стены, будущий «локомотив единой Европы» начал расплачиваться по процентам – для того, чтобы выплатить по условиям Лондонского договора очередные 200 миллионов евро в течение 20 лет, уже единая Германия вновь взяла кредит.

На 20-ю годовщину единой страны – 3 октября 2010 года – Федеральный банк осуществил последний транш в размере 69,9 миллиона евро, вроде бы навсегда избавив правнуков от необходимости расплачиваться за поражение в Первой мировой войне их прадедов. Почему – вроде бы? Почему и сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что Первая мировая война для немцев окончательно завершена? Вот ряд не столько ответов, сколько загадок на эту тему. И несколько выводов.

В деле о растянувшихся почти на век репарационных выплатах Германии есть немало белых пятен. Вот одно из них: в 1980-е годы западногерманские долговые облигации с туманным сроком погашения, прописанным в Лондонском договоре («после объединения Германии»), почитались в Европе как исторически ценные бумаги. Стоили они копейки, ибо рассматривались как объект коллекционирования, а не как объект выгодного вложения средств – мало кто верил тогда, что Германия объединится в XX веке. А потом эти векселя вдруг в одночасье подверглись краткосрочной и массовой скупке.

Кто столь своевременно скупил эти «фантики»? Судя по тому, что последний транш Федеральный банк перевёл в британский банк, а уже затем эти миллионы разошлись по неким частным держателям облигаций, вовремя подсуетились британцы. Разумеется, современного немца, расплачивающегося по долгам прадедов, может успокоить то, что, по данным Daily Telegraph, большая часть то ли из 69,9, то ли из 200 миллионов евро направлена в пенсионные фонды Британии. Правда, напрашивается вопрос: что это за частный Робин Гуд, не нажившийся на немецких миллионах и пожертвовавший их пенсионерам?

Существует и другой вопрос: можно ли считать, что к 20-й годовщине объединения ФРГ полностью расплатилась с союзниками за Первую мировую? Дело в том, что к этому сроку страна обслужила 90 процентов долговых облигаций, а ещё 10 процентов осталось на руках неких «коллекционеров». И хотя по действующим правовым нормам все сроки для оставшихся выплат прошли (да и их размер, по подсчётам экспертов, около 20 миллионов евро), важно другое: уникальность прецедента, по итогам которого потомки расплачиваются за грехи предков целый век. Он доказывает, что в большой политике ориентируются не на всякие «измы», общественный строй и совместное участие в тех или иных «Альянсах», а на неизменные глобальные интересы, имеющие чёткое выражение в деньгах.

В этом году стоит отметить не только столетний юбилей начала Первой мировой войны, но и другую круглую дату – 105-летие введения в международное право почти не ограниченной временными рамками компенсации государства за ущерб от развязанной им войны. В этом смысле цену спорам историков, всё чаще пересматривающих списки поджигателей больших и малых войн, отлично иллюстрирует немецкий пример.

Ещё один урок, который миру стоит вынести из векового ограбления Германии. Однажды начав каяться за «грехи» предков, рискуешь обречь новые поколения на бессрочные выплаты «пострадавшим» ещё в те времена, когда этих поколений не было даже в проекте. Немецкие аналитики полагают, что ФРГ, скорее всего, оплатит и не предъявленные ей пока долговые обязательства размером в 20 миллионов евро. Дескать, пусть эти выплаты будут вне рамок договоров – не та сумма! Заплатим! Пора раз и навсегда поставить на Первой мировой жирную точку! Но эти благодушные призывы таят в себе опасность. Так, на форуме газеты Die Zeit сообщается: в США уже создано общество, готовое предъявить Германии дополнительный иск за события столетней давности на сумму 400 миллионов евро.

 

мнения

Неизбывный «комплекс немецкой вины»

В юбилейном году только немцы по-прежнему считают себя единственными ответственными за разжигание Первой мировой войны.

Оба последних главы МИД Германии разделяют мнение местных историков: да, в трагических событиях столетней давности виновата именно их страна. Причём один из экс-глав МИД ФРГ, Йошка Фишер, называет Версальский договор «слишком мягким». Впрочем, будь тот договор жёстче, ещё неизвестно, смог бы Фишер делать эти заявления, и если да, то в какой именно стране.

А известный немецкий публицист Густав Зайбт, комментируя нынешнюю доминирующую роль Германии в Евросоюзе, уверен: его страна «может в третий раз за столетие разорить континент». В годы кризиса в ЕС такой постулат находит одобрение в «кризисных» странах еврозоны. Ещё бы – очень соблазнительно выдаивать из немцев всё новые миллиарды помощи, играя на их чувстве вины, вместо того чтобы навести порядок в собственной избе.

«Исторический мазохизм» немцев находит понимание и в Британии. Глава минобразования страны Майкл Гоув вовсю восхваляет доблесть британских солдат в Первой мировой. И утверждает: та война была для Британии войной, которую Германия развязала, руководствуясь «агрессивными экспансионистскими мотивами». А также бранит популярный английский сериал «Чёрная гадюка» за ироничный взгляд на события тех лет. Правда, в целом в год 100-летия начала Первой мировой британские власти воздерживаются от публичных оценок чьей-либо вины за её разжигание. Но для них остаются неизменными две аксиомы. Первая – война с их стороны была справедливой. Вторая – Британия в ней, безусловно, победила.

Между тем на Западе появляется всё больше исследований, ставящих под сомнение эту точку зрения. Так, в исследовании австралийского историка Кристофера Кларка, преподавателя Кембриджа, приведён ряд фактов, свидетельствующих: без вступления Британии в войну она вряд ли стала бы мировой. Книгу Кларка «Лунатики: Как Европа вступила в Первую мировую войну», уже ставшую бестселлером в Британии и Германии, стоит рекомендовать вниманию и российских историков, изучающих Первую мировую.

 

церемонии

Лидеры ФРГ и Франции отдадут дань памяти солдатам, погибшим в Первую мировую

Из канцелярии президента Германии поступила информация, что Йоахим Гаук почтит память жертв Первой мировой войны. Так, 3 августа – ровно через 100 лет после объявления Германией войны Франции – президент ФРГ встретится со своим коллегой в эльзасском местечке Хартманнсвилеркопф. Это место, известное по книге Гюнтера Грасса «Моё столетие», в прошлом веке стало символом франко-германского военного противостояния. Здесь в битве за стратегически важную горную гряду сложили головы свыше 30 тысяч французских и немецких солдат. В этом году Йоахим Гаук и Франсуа Олланд почтят их память и скрепят сегодняшний франко-немецкий союз в рамках ЕС символическим рукопожатием.

Затем президент ФРГ направится в Бельгию – по приглашению короля Филиппа. Здесь пройдут мемориальные церемонии, посвящённые нападению кайзеровской Германии на нейтральную тогда страну. Гаук почтит визитом и солдатское кладбище в Льеже, где запланированы траурные мероприятия с британцами. Сам президент ФРГ характеризует Первую мировую как «катастрофу общеевропейского масштаба».

Антон Шандоров, Екатерина Сидунова, корреспонденты «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь