Премии дадут за провокации
В Центре современного искусства имени Сергея Курехина проходит выставка, на которой представлены работы 82 художников, музыкантов, артсообществ, театральных коллективов. Работы номинированы на Премию Сергея Курехина 2011 года. Новаторство, революционность, нацеленность на импровизацию – этим всегда отличалось творчество самого Курехина, эти же черты несут в себе и проекты номинантов из Петербурга, Москвы, Минска, Твери и других городов. Правда, в самом Питере в наше время непросто было отыскать художниковноваторов, поэтому за подмогой координаторы премии обратились к московским галеристам Василию Церетели и Марату Гельману, и те «поделились» авторами.
В итоге выставка получилась интересной и разнообразной по жанрам, что отметил и заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский:
– Счастливым образом здесь оказались работы молодых, никем еще не тронутых художников, живущих не в столицах, – и это очень здорово, потому что они несут в себе свежий взгляд, не подражательный, очень своеобычный, а главное, провокационный, заставляющий посмотреть на жизнь и искусство в неожиданном ракурсе.
Понимание власти человека над природой несет в себе «Тверской эксперимент», который демонстрируют художники Инга и Алексей Аксеновы. Зритель входит в черный зал, где посередине на подиуме – аквариумшар, в луче света – две живые рыбы, за всем этим фотоколлажи двухметровых разделанных морских чудовищ. Живое вступает в противовес с убитым. На выставке можно увидеть работы известных питерских авторов: Виталия Пушницкого с его инсталляцией «Динамические структуры», Владимира Грига с проектом «Игра» – пять скульптур из полистирола побуждают зрителей погрузиться в мир ассоциаций, молодого автора Стаса Багса с композицией «Северсталь». В ванне – фигура белого человека, голова его повернута на 180 градусов, механические конструкции и аудиоинсталляции имитируют звуки подводной лодки.
На церемонии открытия представляла видеопроект All Egoria Sacra известная в России и за рубежом артгруппа AES+F. Герои картины «Священная Аллегория» Джованни Беллини волею художников перемещаются из галереи Уффици во Флоренции в международный аэропорт и становятся пассажирами, ожидающими своих рейсов. Интересный концептуальный проект показала молодая белорусская артгруппа САС.
На Гранпри «Попмеханика» претендуют в этом году несколько достойных номинантов: Театр АХЕ (проект «Депо гениальных заблуждений»), Андрей Бартенев (перформанс «Три сестры. Первое действие»), Вероника Затула («Диптих»), Константин Колесник («Пробуждение элементов»), театр «Практика» (проект «Человек. Doc», который показывался в Питере в мае 2011 года), Кирилл Серебренников («Арии»), Сергей Чернов (серия перформансов 2010–2011 годов), а также Кети Чухров, Андрей Паршиков, Ксения Перетрухина (проект «Афган – Кузьминки»).
Помимо Гранпри предстоит выбрать победителей в номинациях на лучший кураторский проект, лучшее произведение визуального искусства, лучший медиаобъект, искусство в общественном пространстве (куда войдут уличные объекты, граффити). Для журналистов, критиков и искусствоведов предусмотрена премия за самый интересный текст о современной культуре. Награждение премиями Сергея Курехина состоится в марте 2012 года.
Елена ДОБРЯКОВА