Президентом Германии стал бывший пастор из ГДР
Вчера вступил в должность новый президент ФРГ – Йоахим Гаук. Выборы президента Германии не сопоставимы с выборами президента России – ни по значимости данного мероприятия для страны, ни по накалу страстей. И дело не в том, что граждане ФРГ выбирают президента опосредованно, делегируя соответствующие полномочия Федеральному собранию – конституционному органу, специально созываемому для такой цели. И даже не в том, что функции немецкого президента можно назвать скорее представительскими, а не патерналистскими, как, например, они видятся многим в России.
Дело в том, что депутаты бундестага и делегаты от земельных парламентов, входящие в Федеральное собрание, избирают новое лицо Германии на международной арене примерно так же, как выбирали бы для себя… очередной автомобиль. То есть без излишнего эпатажа, свойственного выборам по-российски, зато – как здесь говорят – тестируя кандидата «до самого сердца и почек». Однако президент, как и автомобиль – любимое детище немцев, обязательно должен быть надежен, удобен для всех, а также экономичен.
Именно таким требованиям – как с точки зрения простых избирателей, отдавших бы в случае прямых президентских выборов в Германии семь голосов из десяти, так и с точки зрения политических партий, почти единогласно заявивших: «Гаук – наш президент!», – должен отвечать и одиннадцатый президент ФРГ.
Что ж, поздравив бывшего восточногерманского пастора с удачными выборами, попытаемся проанализировать этот, образно говоря, «лимузин»...
...Да, герр Гаук, при всей его экономичности для бюджета страны, – именно «общенародный лимузин», а не «политическая малолитражка», подобная предшественнику: слишком уж популярно имя этого человека среди граждан страны. Эксперты уверены, что именно эта популярность пастора и правозащитника была причиной того, что Ангела Меркель долгое время чуть ли не в одиночку выступала против его кандидатуры. Дескать, двух «лимузинов № 1» в Германии, на взгляд канцлера, не должно быть. Впрочем, это лишь домыслы. А почему дочь восточногерманского священника не хотела, чтобы высший государственный пост страны занял коллега ее отца, известно лишь ей одной.
Тем не менее избрание нового президента страны свидетельствует о достижении консенсуса всеми основными политическими силами ФРГ, что крайне важно для стабильности государства.
Но что представляет собой «флагман германской общенародной автоиндустрии № 1»? Гаук действительно порядочен и надежен – он ни разу не сдавал своих соратников в борьбе за права человека в ГДР даже во времена тотального господства «штази». Гаук – что важно для бюргера – не склонен к роскоши (в отличие от предшественника Вульфа) и весьма неприхотлив. Так, во время празднования избрания на высший пост в одном «секретном» берлинском кабачке новоиспеченный президент Германии отужинал максимум на 20–30 евро, и столь же скромно отпраздновали его гости.
По инсайдерским данным, сей «пир на весь мир» Гаук и оплатил сам – в отличие от предшественника, потчевавшего своих сторонников за счет спонсоров. К тому же, узнав о своем выдвижении на пост президента от Ангелы Меркель по пути из аэропорта домой, Йоахим Гаук первым делом заехал к своей парикмахерше в район Берлин-Шенеберг – по соседству с домом, где Гаук до сих пор живет в очень скромной квартире. Заехал, чтобы пообещать: даже в бытность президентом ФРГ он будет и дальше стричься исключительно у нее.
По-человечески всем немцам импонирует, когда лидеры государства остаются прежде всего выходцами из народа: могут спонтанно выйти из машины по пути следования и выпить кружечку обычного пива в самой заурядной пивной (Герхард Шредер), запросто перекусить на трибуне с игроком сборной по футболу – той же самой жареной картошкой, которую уминает по соседству простой зритель (Ангела Меркель), продолжать стричься там, где стрижется местный рабочий люд (Йоахим Гаук). Как подчеркивают наблюдатели, «немцы голосовали за одиннадцатого президента сердцами – как из-за его простоты, так и за умение не наставлять людей на путь истинный, но слушать глас народный». Даже, скажем так, некоторые личные проблемы нового президента – и те импонировали «электоральной толпе».
Например, вплоть до избрания Йоахима Гаука президентом местных обывателей занимало то, что он живет со своей спутницей жизни в гражданском браке – без официального развода с прежней женой. Впрочем, и этот факт из биографии пошел в итоге на пользу пастору-политику: поддержание доверительных отношений с матерью его детей было сочтено обществом за очередное доказательство человеческой надежности нового президента ФРГ.
Думаю, российскому читателю будет небезынтересно узнать, что нового президента ФРГ можно считать… «лицом, пострадавшим от советской власти». В 1951 году его отца, работника судоверфи в Ростоке, арестовали сотрудники советской контрразведки. Вплоть до 1953-го будущий президент Германии ничего не знал о судьбе родителя. А освободили того, приговоренного как шпиона к 25 годам лишения свободы и отбывавшего срок в лагере для заключенных под Улан-Удэ, лишь в 1955-м – после визита Конрада Аденауэра в Москву. К чести нового президента ФРГ – как говорят здешние аналитики, «убежденного антикоммуниста», – он доселе не дал повода заподозрить себя в пристрастности не к абстрактному коммунистическому режиму, а конкретно к нашей стране.
В некотором смысле одиннадцатого президента ФРГ, бывшего гэдээровского пастора, можно уподобить… легендарному пастору Шлагу, волею народа взошедшему на политический олимп великой страны. Как отмечают критики президента, он, подобно коллеге Шлагу, предельно честен, искренен, выступает против тоталитаризма всякого рода (самое любимое слово в лексиконе Гаука – «свобода»), но при этом не всегда осведомлен в реалиях и тонкостях современной политической жизни. Эти критики – пусть и весьма немногочисленные – уже составили для Гаука список того, чему «одиннадцатому», дескать, еще только предстоит научиться в политике. Что ж, лишь время покажет, нужны ли такие «подсказки» герру Гауку, и если да, то сколько времени на такое «обучение» отпустит история 72-летнему президенту ФРГ.
Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии