Прилавок – это линия фронта - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Прилавок – это линия фронта

Учёные утверждают: самая долгая в истории человечества война началась в XII веке до нашей эры и длилась без малого 500 лет – тогда в Междуречье что-то там не поделили аравийские кочевники и подданные ассирийского царя… Ой ли! По мне, так куда дольше на нашей планете длится сражение продавцов с покупателями.

Снаряды по обе стороны прилавка рвутся уже не одно тысячелетие, не принося полной виктории ни той, ни другой стороне. Впрочем, несколько месяцев назад казалось, что победа покупателей над торговлей близка как никогда. В июне Росстат впервые с начала кризиса зафиксировал в стране нулевую инфляцию. Во многих регионах цены даже существенно упали – на фрукты, овощи, куру, свинину, колбасы, сыр и даже шоколадные конфеты. В основе этого чуда, по мнению экономистов, лежало прежде всего резкое падение уровня доходов граждан, а вместе с ним и сокращение объёма потребления. А ещё – отказ от повышения налогов, мораторий на проверки со стороны контролирующих и карающих органов, льготы для малого и среднего бизнеса, поддержка сельского хозяйства…

Но вот минуло лето, и вражеские полки вновь перешли в наступление. Правда, не в лоб, безбожно задирая цены на всё и вся, а как нормальные герои из фильма «Айболит-66» – в обход. Теперь за те же цены торговое войско предлагает нам продукты качеством пониже и количеством пожиже.

Главной составляющей колбасы и сосисок стало мясо птицы механической обработки. Если раньше этот ингредиент присутствовал лишь в товарах низкой ценовой категории, то нынче его добавляют и в элитные сорта. Так, в моём любимом финском сервелате мешанина из куриных костей и субпродуктов стоит на третьем месте, сразу за говядиной и шпиком… А сервелатик-то недёшёвый, 800 рублей за кило!

На сосиски вообще невозможно смотреть без боли. Мяса в большинстве сортов – с гулькин нос, вместо него – соевый белок. А он, между прочим, плохо влияет на выработку в мужском организме тестостерона. Какая уж тут демография…

Трудно с недавних пор найти на прилавках наших супер- и гипермаркетов и настоящий творог. Из 15 видов этого продукта, что я насчитал в ближайшем к дому магазине, лишь 3 отвечают высокому званию творога. В остальных вместо натурального коровьего молока – растительно-сливочный спред (читай, пальмовое масло) и тьма-тьмущая эмульгаторов.

Другое оружие, которое используют против нас торговцы, – недовес. Оставив прежней цену, они существенно убавили вес фасованных товаров. В упаковке с крупой или макаронами теперь не килограмм, а 800 граммов. В бутылке с подсолнечным маслом или кефиром – не литр, а 900 миллилитров. Авось покупатель не заметит.

Или иная военная хитрость. С недавних пор в большинстве магазинов не продают поштучно куриные составляющие – невозможно купить, скажем, одну голень или окорочок, только сразу несколько. Этакий мелкий опт, который, увы, нынче не всем по карману…

А тут ещё государство, прежде соблюдавшее нейтралитет, выступило на стороне воинов Гермеса. Так, на днях правительство России подготовило постановление, которое разрешает продавцам оформлять ценники на свой вкус. Например, если раньше было необходимо размещать на них печать юридического лица и подпись материально ответственного лица, сортность товара и его вес, то теперь всё это совсем необязательно. Иными словами, ценник перестаёт быть документом, а превращается всего лишь в информационный листок, который при споре сторон не может служить доказательной базой.

Не отстают от федеральных и местные власти. С целью усиления ударной группировки торговой армады – крупных сетевых магазинов – они убирают с поля боя мелких игроков. На этот раз под раздачу попали владельцы автолавок. Согласно новым правилам комитета имущественных отношений правительства Петербурга для этого вида торговли подходят только автомобили с двигателем экологического класса не ниже «Евро-4». Это значит, у кого машинка старенькая, покупай новую, цена её свыше миллиона рублей. Будто малый предприниматель – миллионер…

 

Как выиграть эту затянувшуюся торговую войну? Где то секретное оружие, которое враз сокрушит непомерные аппетиты продавцов? Думаю, помочь в этом нелёгком деле может только существенное увеличение численности магазинов, а главное – магазинчиков. Лишь в этом случае на продовольственном торговом рынке возникнет реальная конкуренция. А следовательно, и продавцы станут сражаться уже не с покупателями, а друг с дружкой. За что? Не за что, а за кого – за нас с вами.

 

// Дмитрий Аркатовский, публицист
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте