Просто зло
Происшествие в Нижнем Новгороде, где сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом обнаружили в квартире 45-летнего краеведа Анатолия Москвина почти три десятка мумифицированных трупов молодых девушек, лишь на первый взгляд кажется из ряда вон выходящим. Ну да, жуткая история. Первое, что приходит в голову: «Безумие». Но, увы, все не так просто. Трудно счесть обычным сумасшедшим серьезного ученого, специализирующегося на редчайшем предмете – некрополистике. Работа Москвина, исходившего 750 кладбищ, переписавшего с памятников 900 эпитафий, составившего картотеку на 10 000 могил, дает историкам, да и обычным людям, ищущим свои корни, уникальный материал, которого не найти больше нигде. Научные статьи Москвина читаются как захватывающий роман. Прибавьте сюда высшее филологическое образование и 13 языков, которые он изучил самостоятельно, и тогда мнение правоохранительных органов, считающих, что Москвин абсолютно вменяем, будет выглядеть очень даже обоснованным.
И вот ведь какой скандал: оказывается, ученый муж выкапывал мумии молодых девушек и создал дома целую экспозицию. Он одевал трупы в нарядные платья, внутрь их вкладывал плюшевые сердца и другие вещи. Когда следователи попытались перенести одну из мумий, из нее, к их ужасу, неожиданно раздалась детская песенка: «Мишка очень любит мед». Оказалось, внутри ее находилась музыкальная шкатулка.
И как нормальный человек мог творить такое? Для верующего ответ очевиден: непосредственным наущением бесов. А ученый этот – обычный некромант, колдун, специализирующийся на оккультных манипуляциях с мертвецами. Для неверующего же, кроме безумия, вариантов не остается.
На самом деле такие вещи происходят постоянно – привычное, «плотское» злодейство сплошь и рядом идет рука об руку со злом метафизическим. Хорошо известны мистические настроения Гитлера, Дзержинский покровительствовал поискам Шамбалы и другим оккультным изысканиям, а злодейства Дювалье, Иди Амина и Бокассы были тесно связаны с демоническим культом вуду. Да что говорить о диктаторах? Простое, чистое зло, которым является общение с бесами, может настигнуть любого – верующего и неверующего, нормального и безумного. Механизм этого падения прост, его очень точно сформулировал архимандрит Тихон (Шевкунов), говоря о Николае Аверине, совершившем в 1993 году ритуальное убийство трех оптинских монахов: «Не очистив свои грехи покаянием, Аверин просто попал в самую банальную и в общем-то пошлую духовную ситуацию, когда он стал верить каждой своей мысли. А поскольку мысли были гордые и страстные, то он вначале возомнил себя могущественным и высоким, а потом стала приходить и некая мистическая помощь». Она всегда приходит таким людям. В случае с Авериным голос, толкавший его на преступления, называл себя «богом». Да, они могут называть себя как угодно и являться в любом обличии – и «ангела света», и даже Христа, но предпочитают, конечно, отвратительный облик.
В процессе подготовки этой колонки я наткнулся в интернете на сайт, где выкладывают свои исповеди люди, переболевшие белой горячкой. Многие из них уверились, что страшные существа, которых они наблюдали во время приступа болезни, – все эти шмыгающие крысы, змеи, насекомые, – есть не что иное, как бесы. Многие в вере ищут спасения от своего недуга. И, между прочим, есть психиатры, которые согласны с этим мнением.
Да, можно счесть всех вышеупомянутых сумасшедшими, это легче всего. Можно на безумие списать рассказ ученого и «убежденного язычника» Анатолия Москвина, как в детстве он был инициирован членами некоей секты, «обручившими» его с мертвой девочкой. Можно оставить без внимания его признание, что он изучал магию, да и вообще забыть этот жуткий случай и жить спокойно. Тем, кто не в силах поверить в воздействие на человека чистого зла, лучше так и сделать. Сказано же кем-то из православных старцев, что Бог из милосердия не открывает большинству людей возможность видеть «тонкий» мир, – иначе они бы непрерывно кричали от ужаса.
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»