Общество

Раввин всея Руси

17 сентября



Как получилось, что многочисленное еврейское сообщество России представляет человек с несколькими гражданствами, скверно говорящий по-русски, да еще и исповедующий то направление иудаизма, которое в нашей стране можно смело отнести к религиозным меньшинствам?

В России сложилась удивительная ситуация, когда на роль духовных лидеров российского еврейства претендуют сразу два человека. Одна часть верующих признает главного раввина по версии Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) – Адольфа Шаевича, исповедующего традиционный иудаизм. Другая часть – хасида Берла Лазара, который считается главным раввином по версии ФЕОР. При этом, как утверждает «Еврейский журнал», хасидами являются не более одного процента живущих в нашей стране верующих евреев.

Берл Лазар родился в Италии, в Милане, в 1964 году под именем Шломо Дов-Бер Пинхос. Оба его родителя исповедовали любавическую ветвь хасидизма – хабад. В 1978 году Шломо поступил в раввинский колледж в Нью-Джерси (США). В 1982–1988 годах учился в иешиве (религиозной школе) в Нью-Йорке, где получил титул еврейского судьи – даяна. В Россию Берл Лазар впервые приехал в 1987 году по туристической визе. В советском обществе тогда вовсю бурлили перестроечные процессы, сулящие радикальные перемены. Неглупый выпускник раввинского колледжа решил связать свою карьеру с огромной, неспокойной, но чертовски перспективной страной, о которой он практически ничего не знал.

Злые языки поговаривают, что Берл Лазар искал возможность отъехать подальше от Штатов, где у него возник ряд финансовых проблем с местной еврейской общиной. Другие утверждают, что помог будущему раввину-хасиду закрепиться в России не кто иной, как председатель КГБ СССР Владимир Крючков (ныне покойный), который в то время разрабатывал интригу против евреев традиционной религиозной ориентации, коих немало было в высшей партийной и хозяйственной номенклатуре. Как бы то ни было, в сентябре бурного 1990 года 26-летний даян из США, с трудом складывающий русские слова, стал раввином московской синагоги в Марьиной Роще. С этого момента начинается неожиданное головокружительное восхождение в России никому не известного хасидского проповедника с тремя гражданствами (итальянским, американским, израильским).

В 1999 году в стране регистрируется ФЕОР, которая получает мощную поддержку со стороны верховной власти и влиятельных олигархов, среди которых были Борис Березовский и Роман Абрамович. Сведущие люди утверждают, что сделали они это исключительно для того, чтобы насолить своему конкуренту Владимиру Гусинскому, покровительствовавшему КЕРООРу, во главе которого с 1992 года стоял Адольф Шаевич. В результате на первом съезде ФЕОР 15 ноября 1999 года Берла Лазара избирают главным раввином России. Шаевич эти выборы не признал.

С этого момента по всей стране начинается процесс «охасидивания» еврейских общин, которым заинтересовались даже российские спецслужбы. На местах стали разгораться скандалы.

В середине нулевых в Краснодар из Израиля прилетел потомственный раввин Сегал Шнеор Салман Моше, получивший религиозное образование, естественно, в США. Пришлый ребе тут же начал делить паству на «чистых» и «нечистых». Первыми считались только те евреи, у которых оба родителя или на худой конец мама являлись евреями, а вторыми... все остальные. Новый ребе стал отказывать «нечистым» в материальной помощи и в праве отдать ребенка в специализированный детский сад.

Окончательное разочарование постигло краснодарских евреев после неприятного инцидента во время праздника Пурим. По приглашению раввина в город приехали несколько десятков иностранных студентов из иешивы (религиозной школы) Ростова-на-Дону. Выпив, они устроили форменный дебош в краснодарской синагоге. В ходе «разбора полетов» оказалось, что и сама иешива была открыта незаконно. В результате решением Ростовского городского суда было вынесено постановление о ликвидации нелегального религиозного учреждения и выдворении хасидских учителей-иностранцев за пределы страны за нарушения российского законодательства, регламентирующего пребывание иностранных граждан.

После решения суда иностранцы попытались раскрутить тему «преследования евреев» и даже потребовали прибытия в Ростов-на-Дону официального представителя американского посольства. В город срочно прилетел вице-консул посольства США Патрик Уолш, который, однако, не нашел в действиях российских властей никаких нарушений. Подобные истории происходили во многих городах России.

Любопытно, однако, что строгие религиозные нормы, на которые напирает сам Берл Лазар и его «варяги», распространяются не на всех, а, так сказать, выборочно. К примеру, когда у Романа Абрамовича в гражданском браке с Дарьей Жуковой, которая является еврейкой только по отцу, родился сын Аарон Александр, то над ним, согласно хасидским установкам, нельзя было проводить еврейские обряды. Тем не менее для сына Абрамовича было сделано исключение. Впрочем, что тут удивительного, если речь идет о главном спонсоре ФЕОР?

Берл Лазар позволяет себе вмешиваться и в те дела, которые явно за границами раввинской компетенции. В 2009 году он обратился с просьбой переноса даты ЕГЭ по русскому языку для российских еврейских школ на более раннее число. Вся страна должна была сдавать единый экзамен 29 мая, но именно в этот день начинается Шавуот – еврейский праздник дарования Торы. Согласно религиозным установкам, иудеи в этот день должны отдыхать и молиться. Лазару был отправлен ответ заместителя министра образования Исаака Калины, который вежливо объяснил, что ЕГЭ переносить нельзя. Особо набожным еврейским школьникам было предложено сдавать русский язык в резервный день – 17 июня.

Однако ребе не угомонился. Вскоре он получил возможность встретиться с Дмитрием Медведевым и попросил его помочь. Юрист по образованию, президент дал поручение главе Министерства образования решить вопрос в рамках действующего правового поля. На этот раз сам Фурсенко предложил религиозным школьникам уже два дня для сдачи русского языка – 7 и 17 июня. В конце концов правдами и неправдами в Москве все-таки вышло распоряжение департамента образования, которое разрешало еврейским школам столицы провести ЕГЭ по русскому языку 11 июня.

Среди неоднозначных проектов, связанных с фигурой главного раввина, можно вспомнить и так называемое «гетто в Марьиной Роще». Еще в августе 2009 года правительство Москвы издало распоряжение «О строительстве пешеходной зоны по Новосущевскому переулку в районе Марьина Роща (Северо-Восточный административный округ города Москвы)». Известно, что это распоряжение пролоббировал лично Берл Лазар. Этот на первый взгляд рутинный документ меняет маршрут трамвая № 19, который больше не должен был заходить в Новосущевский переулок. В результате тысячи местных жителей остались без единственной общедоступной транспортной ниточки, связывавшей район с метро, что, помимо прочего, резко снизило цены на квартиры в этом районе.

Между тем в районе Новосущевского переулка и улицы Образцова в последние годы появились две синагоги, еврейский медицинский центр, еврейский культурный центр, магазин кошерных продуктов. Известно также, что ФЕОР активно скупает недвижимость вокруг Московского еврейского общинного центра (2-й Вышеславцев переулок, дом 5а). У местных жителей появилось стойкое ощущение, что на их глазах формируется некий еврейский квартал с претензией на обособленность, и не только религиозно-культурную...

Во что превратится многонациональный город, если в нем начнут появляться этнические районы – еврейские, азербайджанские, узбекские, чеченские и прочие кварталы?.. Можно только представить, как повысится градус толерантности, мира и межнационального согласия.

справка «нв»

Хасидизм (от «хасид» – благочестивый) – религиозное движение, возникшее в XVIII веке среди евреев Польши, Литвы и России. В еврейской общественной жизни традиция хасидизма занимает маргинальные позиции. Согласно учению хасидов, среди иудеев ведущую роль играет «цадик» (праведник), наделенный силой чудотворения и предвидения. Хасидизму присуще стремление вернуть к вере евреев, отошедших от иудаизма. Особенно характерно это для «любавических хасидов» (по названию местечка Любавичи в Смоленской области, откуда происходит династия «любавических ребе»). Это движение называется также «хабад». После 1917 года любавический ребе вынужден был переселиться в Нью-Йорк. После смерти в 1994 году седьмого любавического ребе Менахема Мендла Шнеерсона, у которого не было преемников, движение осталось без лидера. Менахем Мендл Шнеерсон многими своими последователями считается машиахом (мессией).

 

 

Кондрат Курудимов. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
100.68
0.461 (0.46%)
Курс Евро
106.08
0.267 (0.25%)
Погода
Сегодня,
22 ноября
пятница
+1
23 ноября
суббота
-1
Облачно
24 ноября
воскресенье
+1
Ясно