Северо-Запад

Робинзоны, живущие в городе

11 ноября
В Архангельске тысячи людей сейчас живут чуть ли не на положении робинзонов. Речь идет о жителях островов в черте города, которые на значительную часть года оказываются практически отрезанными от «материка». Острова могли бы стать территорией развития столицы Поморья, но пока остаются болотом острых проблем.

Деревни в черте города

Сейчас поселки на островах дельты Северной Двины, входящие в городскую черту Архангельска, во многом продолжают существовать по сезонному распорядку. Летом жизнь на них оживает, зимой же эти территории словно погружаются в безвременье, соединенные с городом лишь километровыми ледовыми переправами, – мостов на большую часть островов нет. В холодное время года жизнь здесь в огромной степени зависит от летних завозов – от наличия дров, угля и некоторых других грузов. В теплое – от расписаний движения пассажирских теплоходов. Ситуация с обеспечением жителей островов всем необходимым находится на особом контроле у мэра Архангельска Виктора Павленко и неизменно поднимается на его еженедельных планерках.
Поскольку производство на островах практически отсутствует, местные жители вынуждены совершать ежедневные речные вояжи в Архангельск либо перебираться в центр. Власти неоднократно говорили о необходимости разработки отдельной программы развития островных территорий Архангельска и предлагали включить в нее Бревенник, Хабарку, Кегостров, поселок лесозавода № 29. Впрочем, проектов развития островов и было, и остается немало, причем среди них есть как почти фантастические вроде соединения центра Архангельска с Кегостровом мостом, так и более реалистичные. Но все они предусматривают вложение немалых средств. Пока же власти год от года вынуждены решать одни и те же накопившиеся проблемы. Причем даже привычная для горожан головная боль от состояния ЖКХ здесь проявляется в гипертрофированном виде.
 – Общие проблемы островных территорий Архангельска в основном связаны с жилищно-коммунальным хозяйством и пожарной безопасностью, – считает Сергей Несмеянов, глава Октябрьского территориального округа Архангельска, к которому принадлежит Кегостров. – Эти проблемы поддаются решению на уровне муниципалитета: ремонтируется жилфонд, приводятся в порядок пожарные водоемы. Серьезной остается и проблема отсутствия на островах ранее процветавших градообразующих предприятий. Так, банкротство лесозавода № 10 и сельскохозяйственных производств на Кего привело не только к безработице трудоспособного населения, но и в целом нанесло сокрушительный удар по экономике поселка. Это же пережили поселки островов Хабарка и Бревенник.

Поле для креатива посреди Двины
Во многих российских островах существует практика размещать на расположенных на их территории островах городские парки или объекты культурных индустрий. Однако пока, к сожалению, островные территории Архангельска инвесторов-футурологов особо не интересуют. Так, в представленном недавно на обозрение общественности столицы Поморья проекте стратегии развития города до 2020 года островным территориям нижегородские разработчики внимания практически не уделили. Упомянут там только остров Краснофлотский – здесь, по мнению авторов, как раз и будет находиться некая городская спортивно-рекреационная зона с гребным каналом, стадионом и даже аквапарком.
Однако именно об островах говорили некоторые представители общественности Архангельска на слушаниях по проекту данной стратегии. В частности – член местного отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры Иван Мосеев. С освоением и развитием входящих в городскую черту островов связывают они так называемый «западный» путь развития Архангельска – то есть сценарий, нацеленный на туризм и экологически чистую застройку. Одним из главных аргументов сторонников этого пути является то, что площадь островных территорий практически равна уже «освоенной» территории Архангельска. Причем строительство здесь не будет связано с неизбежным осушением болот, как это происходит сегодня на западном берегу Северной Двины, куда в основном устремлены взгляды градостроителей.
Правда, в последние годы интерес жителей центральных округов Архангельска возрастает. Так, с наступлением лета численность населения Кегострова увеличивается вдвое. Причем горожане не только все чаще заводят здесь участки, где выращивают овощи к столу или проводят пикники. Сравнительно низкая цена на землю, а также наличие множества пустующих деревенских домов, которые тоже, несмотря на свою традиционно северную основательность и немалую площадь, стоят куда меньше, чем квартиры в хрущевках, делают местное жилье привлекательным не только в роли дачи.

«Активное заселение и застройка – нецелесообразны»
По мнению главы Соломбальского округа Архангельска Валентины Поповой, жизнеобеспечение населения островных территорий происходит порой в чрезвычайных условиях. А выполнение многих видов услуг, столь привычных для жителей обычных городских округов, подчас становится занятием чуть ли не экстремальным. Именно к Соломбале территориально относится печальный лидер по различным происшествиям в сфере ЖКХ остров Хабарка.
– Главной проблемой Хабарки является отсутствие достаточного количества рабочих мест. Причем варианты их создания предлагают сами жители, – рассказывает Попова. – К примеру, выкуп и использование имущества бывшего лесозавода – здания конторы – под учреждение культуры или социальной защиты. Если говорить о проблеме островных территорий в целом, не думаю, что сегодня есть целесообразность более активного их заселения и застройки, кроме частных строений, используемых для дачного назначения в загородной зоне.
– О каком-то развитии островного Архангельска, пока острова не будут оснащены современной и надежной транспортной инфраструктурой, говорить бессмысленно, – вторит Поповой Сергей Несмеянов. – Появятся мосты, дороги – будет и развитие!


компетентно

Эрнест Белокоровин, депутат Архангельского областного собрания:
– Считаю, что в связи с разработкой градостроительного плана Архангельск должен наконец ответить на главный вопрос: хотим ли мы, чтобы люди вообще жили на островах? Если да – то необходимо создавать здесь условия для нормальной человеческой жизни, а для этого подготовить отдельную программу развития островных территорий, привлекать к ее финансированию федеральный и областной бюджеты. Сегодня ведь это и вечные проблемы с водой, с дровами на зиму, организацией переправ, содержанием больниц, школ, бань… И это при том, что у самого Архангельска коммунальных проблем хватает. Оправдано ли все это? Может, есть смысл провести некий опрос среди самих жителей островов, хотят ли они сами здесь жить?!
Лично я более склонен к варианту переселения жителей с островов в нормальные городские условия – например, сегодня обсуждается строительство нового Завокзального района Архангельска. Город вообще должен быть более компактен, – сегодня он неоправданно растянут, отчего возникает множество проблем с его инфраструктурой. Думаю, что в перспективе Хабарка и Бревенник могут стать зонами дачного строительства или активного отдыха – места здесь очень красивые, со своей аурой.

Татьяна Боровикова, депутат Архангельского городского совета:
– Сама я с Кегострова, поэтому хорошо знаю проблемы островов. Здесь практически не осталось промышленности, а у населения – постоянные дополнительные затраты на речной транспорт и продукты, которые здесь стоят дороже, чем в городе. При этом я знаю, что часть населения никуда уезжать отсюда не хочет – хотя, например, чтобы переселить жителей той же Хабарки городу необходимо построить всего два-три 9-этажных дома! Необходимо создавать на островах условия для нормальной жизни, в том числе культурной – дома культуры часто отсутствуют, библиотек нет, дети предоставлены сами себе. Уверена: поддержка островных территорий будет!


подробно

Чем знамениты острова Архангельска

Кегостров. Население – около 2,7 тысячи человек. Сообщения с Архангельском осуществляются посредством речных теплоходов, зимой – по двухкилометровой ледовой переправе. Во время ВОВ здесь находился военный аэродром. Большинство проектов развития островных территорий связано с этим островом.
Краснофлотский. Здесь находится самый популярный в летнее время городской пляж, а также конный клуб. Благодаря построенному в 1990-е годы мосту этот остров наиболее вписан в городскую и транспортную инфраструктуру.
Хабарка. Остров в зимнее время соединен с Соломбалой ледовой переправой. Население поселка – около 2 тысяч человек, основное предприятие – местный лесозавод – закрыто из-за банкротства.
Бревенник. Население нескольких его поселков составляет около 5 тысяч человек, здесь расположен Маймаксанский лесной порт. В сознании жителей Архангельска остров является символом отдаленности и социальной неустроенности. «Знаменит» постоянными проблемами с канализационными, водопроводными сетями и питьевой водой.
Конвейер. Здесь расположен небольшой вымирающий поселок, в котором сегодня обитают около 50 человек. Ранее поселок принадлежал УФСИН, так как на Конвейере была расположена колония. Остров также знаменит развалинами легендарной Новодвинской крепости, месте первой победы над Швецией в Северной войне, воспетой в фильме «Россия молодая». Согласно опросам, мало кто из жителей Архангельска посещал Новодвинскую крепость, а большинство даже не знает, где именно она находится.
Мосеев остров. Известен когда-то находившейся здесь царской резиденцией – домиком Петра I, где молодой монарх жил во время начала активного корабельного строительства в Архангельске. Ныне островок, соединенный с Соломбалой небольшой дамбой, помимо своего выгодного географического положения на виду у всего города «знаменит» лишь захламленностью промышленной инфраструктурой. Однако, согласно далеко идущим планам футурологов, именно здесь, на стрелке, может когда-нибудь появиться некий бизнес-центр «Двина-Сити» – крупный деловой и туристический комплекс.
Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельске
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103
0.085 (0.08%)
Курс Евро
108.34
0.357 (-0.33%)
Погода
Сегодня,
18 декабря
среда
-13
Облачно
19 декабря
четверг
-4
20 декабря
пятница
+2