«Родители зачем-то соревнуются между собой…»
В преддверии Дня учителя, который отмечается завтра, директор петербургской гимназии № 209 Дмитрий Ефимов поделился с «НВ» своими секретами качественного среднего образования и рассказал о проблемах в этой сфере
Из разговора с руководителем гимназии подспудно понимаешь: это учебное заведение – одно из лучших в Петербурге. И на него, как на отличника в любом классе, стоит равняться многим школам нашего города. Оно одним из первых в 1990 году получило в городе статус гимназии, включено в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», является победителем конкурса среди учебных заведений, внедряющих инновационные проекты, в рамках нацпроекта «Образование», а его директор Дмитрий Ефимов в 2010 году получил награду «Лучший руководитель образовательного учреждения Санкт-Петербурга». Именно поэтому в канун форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны», который пройдёт в середине октября в Пензе, мы решили обсудить насущные проблемы в сфере образования с Дмитрием Георгиевичем, членом рабочей группы по образованию ОНФ в Санкт-Петербурге.
– Дмитрий Георгиевич, о чём вы будете говорить на предстоящем форуме ОНФ?
– Проблем в сфере образования много, но на форуме в рамках круглых столов я хочу поговорить об уникальности Петербурга как базы для духовно-нравственного воспитания школьников. В нашем городе много учебных заведений, которые остаются в старых зданиях образовательных организаций, существовавших до революции. Петербург далеко не единственный такой город в России, но в процентном соотношении к общему числу школ в городе северная столица в этом смысле уникальна. Поэтому в Пензе стоит прежде всего говорить о том, как петербургская школа использует для детей историко-культурный потенциал города. И мне кажется, что деятельность нашей гимназии и богатое историческое прошлое будут здесь весьма уместны.
– А как быть с историко-культурным потенциалом в других школах, которым повезло меньше, чем вам (гимназия № 209 находится в здании бывшего Павловского института благородных девиц, возведённом в 1848–1851 годах. – Прим. авт.), и они не находятся в исторических стенах?
– Это не проблема. В Петербурге сегодня много делается для культурного воспитания школьников. Во-первых, это театральный урок в Мариинском театре для учеников 10–11-х классов всех школ. Конечно, современные дети реже ходят в театры, чем дети девяностых, поэтому преподнести театр через закулисье – очень мудрое решение. Во-вторых, выступление в мае этого года огромного сводного хора на ступенях Исаакиевского собора. Когда через акцию мы пытаемся привить детям чувство единства, это правильно для нашей ментальности. Каждой школе нужно стремиться сотрудничать с учреждениями культуры, которых много в городе и которые, в свою очередь, борются за нас.
– На сайте вашей гимназии увидела шикарное расписание кружков. Но для многих школ и родителей появившаяся в этом году обязательная внеурочная деятельность стала проблемой. Как вы справляетесь?
– Нам помог комитет по образованию, который в сентябре выпустил письмо, что мы не должны давать каждому 10 часов внеурочной деятельности. Мне кажется, что эта позиция правильная именно для центра Петербурга. Почему? Рядом у нас Аничков дворец, дома творчества юных, где сидят более яркие и интересные специалисты, нежели сконцентрированы в школах. Поэтому мне кажется правильным, когда ребёнок получает дополнительное образование за стенами школы.
– А 10 часов в неделю дополнительных кружков и секций не слишком большая нагрузка для наших и без того загруженных детей?
– Не берусь сказать, нужна ли такая нагрузка детям. Психологи всё чаще говорят, что хорошо развиваются не те дети, которых родители начинают с 3–4 лет водить по разным кружкам, а те, которые имеют возможность проводить больше времени с семьёй. Думаю, у современных детей ушли бы многие проблемы, если бы родители могли проводить с ними больше времени.
И второй момент. Мне кажется, что некоторые родители соревнуются между собой: чтобы мой ребёнок и пел, и плясал, и в шахматы играл, и в бассейн ходил… А есть ли время у ребёнка? И не закладываем ли мы, родители, такой поведенческий стереотип в ребёнка: если у него что-то где-то не будет получаться, то он в жизни многое потеряет. Об этом тоже стоит поразмышлять.
– В этих стенах некогда учились только девочки. Поэтому не могу у вас не спросить: как вы относитесь к идее чиновников ввести раздельное обучение?
– Эта идея периодически возникает. Но она была хороша для XIX века и для послевоенного периода. Да, психологи говорят: мол, мальчиков и девочек надо учить по-разному. Одни воспринимают информацию лучше в одном возрасте, другие – в другом, их нужно по-разному наказывать и по-разному стимулировать. Здесь есть свои плюсы. Но на современном этапе в силу нынешних финансовых схем и того, что школы стали конкурентами между собой, эта система не будет продуктивна. Борьба за учащегося и возможность у ученика поменять за 11 лет обучения разные школы приводят к тому, что система раздельного обучения у нас не приживается.
– Как вы относитесь к тому, что многие ученики сегодня меняют учебные заведения как перчатки?
– Не всегда положительно. Каждому родителю нужно помнить, что их цель – найти своему ребёнку не хорошую школу, а посильную. Потому что если ребёнку не по силам один иностранный язык, а родители пытаются отдать его в гимназию, где два иностранных языка, то возникает вопрос: зачем это надо? И многие родители не всегда делают правильный выбор. Не стоит ребёнка перегружать, нужно, чтобы ученик был успешен, чтобы у него формировался поведенческий стереотип, ориентированный на успех.
– На форуме, судя по его названию, пойдёт речь прежде всего о качестве образования. Но что ныне является мерилом качества образования?
– Сегодня много говорят о качестве образования, но это такая субстанция, которую трудно пощупать и измерить. Качество образования проявится в будущем через жизнь наших учеников, через их успехи и поражения. Беда в том, что от школы само общество, а иногда и государство часто ожидают моментальных эффектов. Но их не бывает. Все эффекты в системе образования имеют, как сейчас модно говорить, пролонгированный (долгий, отсроченный) характер.
И ещё. Сегодня должна подвергаться столь пристальному вниманию не система образования, а то, что происходит в каждой отдельной российской семье. Если мама с папой разводятся, для ребёнка это трагедия. Будет ли ребёнок хорошо учиться?
– Но ведь государству проще заглянуть в каждую школу, нежели в семью…
– Именно. Но главная проблема не в том, что где-то что-то в школе недосмотрели или недоделали, а проблема в семье. И второй момент – проблема ценностей, которая есть в российской семье. Если для папы и мамы брак – это небольшой жизненный отрезок, а не навсегда, то для ребёнка это станет трагедией. И школа не в силах откорректировать нежелательные нюансы, вызванные поведением родителей. Конечно, это сужает поле деятельности учителей. Именно поэтому нужно не бояться говорить о проблеме в российских семьях, а не просто смотреть, как наши дети в школе питаются и есть ли у них медсестра.
Беседовала Ольга Фёдорова. Фото Алексея Лощилова