Взгляд

Романтик антиромантизма

05 май

Зигмунд Фрейд, чей день рождения в начале мая отмечают все его поклонники, сделал в психологии примерно то же, что Карл Маркс в социологии, – свёл высокое к низкому. Маркс – к экономическим интересам, Фрейд – к подавленной сексуальности.

Разница в том, что Маркс поклонялся разуму, а Фрейд был убеждён, что нашу мысль приводят в движение впечатления и влечения, забитые в подсознание, так что если следовать логике Фрейда, то и сам психоанализ есть не более чем суррогатное средство утолить тайные вожделения его создателя.

Нацисты, сжигавшие книги Фрейда, клеймили психоанализ как еврейскую науку. Да и сам Фрейд тоже не считал свою национальность случайным обстоятельством: «Поскольку я еврей, я всегда был свободен от множества предрассудков, которые мешают другим полностью использовать свой ум; будучи евреем, я был готов перейти в оппозицию и отказаться ладить с «компактным большинством».

Первая мировая война развела Фрейда и с Райнером Рильке, прославлявшим бога войны с горящей головнёй, и с Томасом Манном, воспевавшим войну как очищение. Фрейд же развенчивал эту кровавую романтику: «Дикие, примитивные человеческие импульсы никуда не делись и сохраняются в каждом из нас, хотя и вытеснены в область бессознательного, они лишь ждут случая снова заявить о себе». Хорошо, если бы убивать друг друга людей бросали только дикие и примитивные инстинкты – тогда бы все побоища сводились к дракам из-за самок и жратвы и были направлены исключительно на ближайших соседей. Но какой животный инстинкт мог бы разделить человечество на высшие и низшие расы, на трудящиеся и эксплуататорские классы, на истинные и ложные религии, на благородные и подлые нации – нет, мировые битвы порождаются высокими грёзами! Человек грезит и сражается за право ощущать себя великим и прекрасным, самое высокое в нас, увы, и есть самое ужасное.

Фрейд и сам выводил «еврейский менталитет» не из подавленных инстинктов: «Они действительно считают себя избранным народом Бога; они уверены, что особенно близки к Нему, и это наполняет их гордостью и уверенностью». Он и антисемитизм выводил не из низкой корысти, но из высокой зависти к богоизбранности. «Не то чтобы другим народам недоставало самоуверенности. Тогда, как и сейчас, каждый народ считал себя выше всех остальных» – но у евреев их уверенность «была укоренена в религии». А потому близость к небу позволяла сублимировать одержимость властью в одержимость поиском истины. В итоге и стремление к истине Фрейд выводил из «нарциссического расстройства».

Отдав человеческую психику на растерзание её подпочвенным силам, Фрейд стремился вместе с тем уничтожить «нарциссические» стремления человека ощущать себя чем-то отдельным и даже противостоящим природе. Чтобы привести человеческую натуру к согласию с натурой неодушевлённой, он изобрёл не наблюдаемое ни одним серьёзным натуралистом влечение к смерти, тогда как именно неприятие смерти как неизбежности, стремление забыть о собственной телесности, подчиняющей человека безжалостным законам природы, обрекающим на распад всё существующее, – именно эта невозможность примириться со смертью и создала духовную культуру, без которой человечество было бы раздавлено ужасом бытия. Борьба за сохранение этой иллюзорной защиты и порождает как самую страстную (страшную) ненависть, так и самую страстную любовь, частенько тоже страшную: в основе почти всех современных войн лежит борьба за красоту.

В связи с красотой очень интересно читать письма не такого уж юного Зигмунда к его невесте Марте. За четыре года после их помолвки небогатый доктор написал этих писем почти полторы тысячи, и притом длиннейших. «Твой нежный образ неотступно стоит передо мной. Это сладкая грёза, солнечная мечта, и я боюсь отрезвления», – таким образом, доктор Фрейд констатирует медицинский факт: мы любим собственные фантомы.

Однако впоследствии этот романтический влюблённый посвятил жизнь тому, чтобы изгнать из науки о любви все «ненаучные» красивости. Но без них любовь просто перестаёт существовать, ибо любовь – вовсе не влечение к «переоценённым» гениталиям (они слишком ординарны, чтобы их стоило переоценивать), но, напротив, она рождается из мечты о бесплотности, о свободе от материи. Недаром в те времена, когда люди не боялись высоких слов (а они-то и есть самые точные!), любовь так часто называли неземной.

Стремление прожить без иллюзий обернулось одной из самых влиятельных иллюзий ХХ века.

 

Александр Мелихов, писатель, заместитель главного редактора журнала «Нева»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь