Взгляд

Романтику не хватило романтизма

21 февраля

В политике сегодня правят циничные прагматики, в литературе — ироничные постмодернисты. Романтизм с его пафосом вроде бы не в чести. Но почему тогда романы Виктора Гюго по-прежнему переиздаются, без конца экранизируются, перелагаются в оперы, в балеты и мюзиклы?

В пору моего детства в нашем североказахстанском шахтёрском посёлке «ВИктором ГЮго» зачитывались не бледные институтки (таковых у нас и не водилось), а самые что ни на есть приблатнённые пацаны (других отыскать было трудно). Да и в сегодняшнем «капиталистическом» Петербурге нелегко найти такую неотёсанную личность, которая не знала бы, кто такой Квазимодо – дикий урод, тоже не устоявший «пред мощной властью красоты».

Существуют десятки академических определений романтизма, но суть его, видимо, именно в этой убеждённости: миром движет красота. Не деньги, не жрачка, не комфорт, не честолюбие, а именно красота – всё остальное лишь пути к ней, средства её обрести. И власть красоты простирается не на одни лишь возвышенные, утончённые натуры. Послушать только песни уголовников – в них тоже воспевается верность, страсть, месть за измены, рыдания (на озарённом луной кладбище!) отца-прокурора, приговорившего к смерти не узнанного им сына, над могилкой которого «только ранней весною соловей пропоёт». А уж народы сражаются тем более за свою красоту, но не за территорию, которую почти никто не мог бы нарисовать на карте.

Незадолго до нынешнего дня рождения Виктора Гюго я начал перечитывать его «Отверженных» и поразился, каким образом когда-то в столь юном возрасте нам, простой пацанве, удавалось выдерживать такие горы отступлений. Наверняка мы что-то пропускали, но не отбрасывали же сразу, во что-то, наверное, пытались вчитываться… И наверняка в нашей личности что-то отпечатывалось, если даже не осталось в памяти…

Интересно, что сумеют вспомнить читатели из романа, несомненно читанного и, скорее всего, перечитанного. Предлагаю литературную викторину: сумели бы мы узнать автора, если бы заранее не знали, что речь идёт о Гюго?

Впрочем, имена Мариус и Козетта тоже лишь чуть менее популярны, чем имя Жана Вальжана, а вот если бы их заменить на Он и Она? «В этот час любви, когда чувственность умолкает под всемогущим действием душевного упоения, Он был способен скорее пойти к продажной женщине, чем приподнять до щиколотки Её платье». Смешно? Но я почти уверен, что многие сегодняшние девушки прочтут это с завистью. Кто спорит, сексуальная свобода несёт массу приятностей, но при этой свободе даже самой обаятельной девушке уже никогда не сделаться предметом преклонения.

А вот это, об уголовном жаргоне? «Арго – не что иное, как костюмерная, где язык, намереваясь совершить какой-нибудь дурной поступок, переодевается». Это и сегодня мало кто понимает в бесконечных спорах о словах «хороших» и «плохих»: отталкивают не слова, а намерения, которые ими прикрываются.

И всё-таки социальным пророком романтика Гюго назвать трудно. Тревожась за будущее европейской цивилизации, он опасался, что её погубит ненависть бедных и невежественных к богатым и просвещённым.

«Настанет ли грядущее? Кажется почти естественным задать себе подобный вопрос, когда видишь такую страшную тьму. Так мрачно зрелище столкнувшихся лицом к лицу эгоистов и отверженных. У эгоистов – предрассудки, слепота, порождаемая богатством, аппетит, возрастающий вместе с опьянением, тупость и глухота в результате благоденствия, боязнь страдания, которая доходит у них до отвращения к страдающим, бесчувственная удовлетворённость, «я», столь раздувшееся, что заполняет собой всю душу; у отверженных – вожделение, зависть, ненависть при виде наслаждений, неукротимые порывы человека-зверя к утолению желаний, сердца, полные мглы, печаль, нужда, обречённость, невежество, непристойное и простодушное».

 

Интересно, что сказал бы Гюго, если бы узнал, что век спустя сытые и ухоженные люди с высшим образованием организуют фабрики по уничтожению людей с последующей утилизацией возникающих отходов? Впрочем, главному французскому романтику не хватило романтизма вообразить и, казалось бы, куда более обыденную вещь – что угрозой цивилизации в наше время сделаются целые культуры, страдающие не от бедности, а от дефицита красоты и напирающей пошлости потребительства.

 

Александр Мелихов, писатель, заместитель главного редактора журнала «Нева»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь