Мнения и комментарии

Россия – Германия. Санкциям вопреки

25 июня

Когда глава МИД Евросоюза Федерика Могерини заявила, что решение о продлении экономических санкций против России «не означает нежелания Евросоюза улучшать и развивать сотрудничество с Москвой», она вряд ли покривила душой. Просто надо понимать: в санкционные годы, которые, судя по всему, могут вылиться и в одноимённую пятилетку, это сотрудничество – прежде всего в экономике – обретает ярко выраженный секторальный, межрегиональный и подчас мозаичный характер. Поясним сказанное на примере ФРГ.

С одной стороны, странно утверждать, будто вся Германия понесла существенные убытки из-за санкций, введённых Брюсселем против РФ. Так, если российский экспорт сократился к марту-2015 на 30,7 процента, то германский – вырос на 12,5 процента. На немецкие высококачественные товары, включая продукцию местного машиностроения, спрос есть не только в России – он крайне высок во всём мире. Как говорится, против фактов не попрёшь.

С другой стороны, отдельные субъекты немецкого народного хозяйства действительно страдают от санкционной политики наряду с российскими партнёрами. Например, страдает экономика земли Мекленбург – Передняя Померания, которая традиционно ставила на углублённое сотрудничество с Россией. Эта проблематика рассматривалась на только что завершившемся форуме «Российско-немецкие экономические диалоги», проходившем на острове Рюген под девизом «Россия – наш торговый партнёр».

В ходе «диалогов», собиравших в лучшие годы до двух сотен влиятельных представителей с обеих сторон, а ныне ограничившихся прениями четырёх десятков экономистов в маленьком отеле «Бинцер», было подчёркнуто главное: Россия – один из ключевых партнёров этой федеральной земли, одного из «крепких середняков» германской экономики. Об этом заявил земельный министр по энергетике, инфраструктуре и развитию Кристиан Пегель.

Впрочем, дело не в словах министра, а в двух других обстоятельствах.

Первое: в санкционный период, характеризующийся системным спадом внешнеэкономических показателей по линии Россия – Германия, северяне, всем запретам вопреки, установили рекорд по объёмам экспортно-импортных операций с Россией – более миллиарда евро за 2014 год.

Второе: этот прорыв в партнёрстве с РФ был достигнут благодаря эффективному сотрудничеству немцев именно с нашим регионом. Речь идёт о паромном сообщении по линии Усть-Луга – Балтийск – Засниц, так называемом коридоре Восток – Запад, прорубленном три года тому назад совместными усилиями России и ФРГ.

Невольно вспоминается торжественная церемония в Берлине, посвящённая открытию паромной линии, сделавшей Усть-Лугу «де-факто центром Ленинградской области». Тогда канцлер Ангела Меркель поднимала в честь русских партнёров бокал крымского вина и говорила о «совместном мосте над Балтийским морем». Ныне этот перспективный проект, как говорили в отеле «Бинцер», «заметно пробуксовывает». И хорошо, что его вообще удалось сохранить.

Наконец, ещё два любопытных момента, характеризующих российско-немецкий диалог на Рюгене. В его ходе были озвучены данные, согласно которым бизнесмены Мекленбурга – Передней Померании намного чаще, чем их коллеги в остальной Германии, выступают против «политически мотивированных антироссийских санкций» (42 процента опрошенных директоров и владельцев предприятий по сравнению с общегерманскими 30 процентами). А «на полях» мероприятия обсуждалось умение россиян выходить из-под санкций благодаря смекалке.

В качестве примера приводился один российский концерн, планировавший сделать крупный заказ немецким партнёрам, а затем попавший в санкционный список Брюсселя. Вначале он был вынужден выйти из игры, но… сразу вслед за ним на ту же самую немецкую фирму вышла другая российская компания, не находящаяся «под колпаком» ЕС. Она сделала полностью аналогичный заказ – к полному удовлетворению обеих сторон.

Понятно, что такие «игры в прятки» происходят не от хорошей жизни. И в ходе визита в Петербург премьер-министра Мекленбурга – Передней Померании Эрвина Зеллеринга будут обсуждаться уже не столько тактические уловки, сколько совместная стратегия преодоления санкционного застоя. В том числе по линии Усть-Луга – Балтийск – Засниц. При этом в ходе форума на Рюгене чётко проявились опасения немецких партнёров, связанные с развитием двусторонних инвестиционных связей.

Главных из них три. Первое – это возможный арест Россией имущества западных компаний, в первую очередь немецких. С тематической статьёй, посвящённой последствиям такого шага, выступила в дни саммита влиятельная «Зюддойче цейтунг». Бытует в Германии и такая «страшилка»: если европейские судебные власти опишут по иску акционеров «ЮКОСа» российские активы, хранящиеся в ЕЦБ на территории Германии, то ответные российские действия могут затронуть финансовые активы ФРГ в РФ.

Второе немецкое опасение: волатильность рубля. Слабый рубль, по сути, нивелирует инвестиционную привлекательность любых российских проектов. Ведь, вкладывая в экономику РФ евро и зарабатывая в рублях, немецкие инвесторы очень много теряют на конвертации российской валюты в европейскую.

Третье же опасение связано с желанием российских партнёров искать контрагентов вне ЕС – например, в Китае и Швейцарии. Впрочем, у немецких инвесторов теплится надежда, что за время санкционного периода конкурентоспособные условия, которые способны предложить России как Германия в целом, так и Мекленбург – Передняя Померания, вряд ли потеряют для нашей страны привлекательность по соотношению «цена – качество». Теперь дело за «малым» – поймать Фредерику Могерини на слове и совместными усилиями выбраться из санкционного тупика.

 

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь