Планета

«Русские идут!»

06 августа

Как сотне русских удалось переполошить правительства Швейцарии, Австрии и ФРГ

Заголовки статей, повествующих о «сенсации», гласят: «Невиданный наплыв русских, желающих получить убежище в Германии!», «В первой половине 2013 года русские по количеству запросов о предоставлении им статуса беженцев в ФРГ превзошли афганцев и сирийцев!». И далее: «Правительства Германии, Швейцарии и Австрии крайне обеспокоены наплывом в их страны беженцев из России!» После того как «бегством русских из страны» озаботились в частной переписке даже мои питерские коллеги, сами съевшие собаку на создании сенсаций, после того как в зарубежной прессе появились уже выводы о том, как трудно стало жить в сегодняшней России, я постарался разобраться в том, откуда дует ветер этих вынужденных странствий. И главное, кто его дует и куда…

«Русские бегут»

В официальных немецких ведомствах с неохотой говорят об этническом происхождении людей, запросивших убежища в Германии. И статистика всегда упоминает, например, граждан Афганистана, а не пуштунов или этнических таджиков. Так случилось и на этот раз.

Министерство внутренних дел ФРГ сообщило, что с января по май 2013 года ходатайства о предоставлении статуса беженцев запросили 7528 – внимание! – граждан Российской Федерации. Сообщило и о том, что действительно по числу таких запросов граждане РФ за указанный период превзошли граждан Афганистана и Сирии. А вот дальше начались и смех и грех…

То ли из-за невнимательности, то ли от желания создать сенсацию многочисленные русскоязычные электронные СМИ превратили граждан РФ в русских. А немецкоязычные журналисты в Швейцарии и Австрии, зачастую черпающие информацию о нашей стране из интернета, списали. И добавили громкости: «Русские идут!» Вернее, «бегут»! Далее, пока немецкие СМИ продолжали писать именно о гражданах России, прочие массмедиа довели число «русских беженцев» уже до 15 тысяч. Затем – до 18 300. Эта цифра показалась многим западным коллегам уже вполне солидной, дабы публично размышлять о «подлинном положении дел в России» и об «озабоченности нашествием русских правительства ФРГ».

Видимо, эти домыслы так надоели немецким властным структурам, что от них прошла утечка информации: среди 7528 – а не 18 300! – граждан РФ, запросивших за истёкшие полгода статус беженцев в Германии, этнических русских… 100–112 человек.

Эта «неблагополучная» Россия

А теперь вдумаемся: как менее 20 русских в месяц могли «серьёзно обеспокоить правительство» страны, в которой живут, по разным данным, от 200 до 600 тысяч человек без гарантированного статуса проживания – читай, беженцев? Как эта сотня могла вызвать такой переполох, если в 1990-е годы ФРГ ежегодно принимала примерно сотню тысяч (!) беженцев? Да никак. Зато у части западных ангажированных СМИ появился новый «повод» – рассуждать об ущемлении прав человека в России.

Но быть может, так расценивают ситуацию в РФ не ангажированные журналисты, а объективные немецкие суды, решающие, кому предоставить статус беженца, а кому нет? Ничего подобного. Немецкие суды расценивают положение в России как стабильное. Именно исходя из этого подавляющее большинство ходатайств о предоставлении убежища (87 процентов), поступающих от русскоязычных заявителей, отвергается местными судами как необоснованные. Кстати, этот процент выше среднестатистической «отказной квоты» для других стран, и уж если говорить об афганцах, которых в этом году «опередили русские», то для них квота отказов – всего около 61 процента. Более того, если сопоставить данные, то окажется, что 13-процентная «положительная квота» для русскоязычных беженцев – квота нынешнего, 2013 года. То есть с точки зрения немецких судов ситуация в России в этом году улучшилась, а не ухудшилась. Причём почти вдвое. Ведь в 2012-м рассчитывать на обретение гордого статуса беженца в Германии могли 23–24 наших земляка из ста.

«Коридор» для 40 тысяч чеченцев, 4000 евро и наделы земли

Зададимся вопросом: кто же – вольно или нет – поспособствовал всей этой сенсации с небывалым наплывом в Германию русских беженцев и, главное, почему?

Ответ прост: если не брать в расчёт примерно 1,5 процента этнических русских, пожелавших за первое полугодие 2013-го обосноваться в ФРГ, все остальные потенциальные беженцы – этнические чеченцы и уроженцы других республик Северного Кавказа. Но прошу читателей понять: автор не противопоставляет одних граждан России другим. Да и ужасы жизни в Чечне, о которых вслед за бедственным положением России заговорили многие западные издания, тут, как мы вскоре выясним, не при делах.

Подоплёка событий – иная. Нелегальные перевозчики, контрабандно доставляющие потенциальных беженцев через Польшу в Германию, распустили на Кавказе слух о том, что правительство ФРГ якобы выделило «коридор» для 40 тысяч жителей Чечни, которым по прибытии в страну будут выделены по 4000 евро подъёмных на душу и неслабые участки земли.

Эти слухи оказались столь распространёнными и популярными в республике, что журналисты одной из чеченских газет, по моим сведениям, позвонили в посольство Германии в Москве с просьбой подтвердить или опровергнуть сведения о «немецком коридоре для чеченцев». Выслушали опровержение. Но сарафанное радио в данном случае оказалось эффективнее официальных СМИ. И неспроста.

Ложь, замешанная на правде

Вашему корреспонденту удалось побеседовать на условиях анонимности с одним из тех, кто делает бизнес на нелегальном извозе людей по маршруту Северный Кавказ – Украина – Польша – Германия. Он пояснил: «40 бочек арестантов» о невиданных немецких преференциях для чеченцев имели в качестве «подкладки» реальные события, совпавшие по времени с умелой дезинформацией, запущенной его коллегами ради привлечения клиентуры.

Людям изначально сообщалась правда о том, что в мае Германия предприняла изменения в законодательстве, в соответствии с которыми беженцы, желавшие получить здесь рабочие или учебные места, были уравнены в правах на оные с гражданами ФРГ и других стран ЕС. Что Германия решила уравнять в плане размера социальных выплат политических беженцев и собственных граждан. Что в стране ведётся кампания по созданию медицинского фонда, который будет оплачивать врачебные услуги, предоставляемые беженцам, даже без наличия соответствующих страховок у них.

В эти вполне реальные «кисельные берега» нелегальным извозчикам людей оставалось лишь влить выдуманные ими «молочные реки». Вот вам и ответ на вопрос, почему именно граждане России и именно из определённых республик в нынешнем году «заткнули за пояс» афганцев, сирийцев, цыган, сербов и т. д.

Думается, следует оставить на совести иных журналистов поднятую ими в прессе политическую кампанию о «положении дел в России и, в частности, Чечне». О сенсации с «бегущими русскими» можно было бы уже забыть. Если не принимать в расчёт вполне возможные последствия, которые благодаря дезинформации о чеченском «коридоре», земельных наделах и подъёмных деньгах могут наступить для граждан России, действительно нуждающихся в статусе беженцев в Германии. Да и не для них одних.

«Чемодан – вокзал – домой!»

Многие борцы за права человека в ФРГ – например, Бернд Мезовиц, заместитель исполнительного директора организации «Проазюль», отстаивающей права беженцев, – опасаются, что мертворождённая сенсация вокруг ажиотажного спроса россиян на предоставление им соответствующего статуса может спровоцировать реальные и неприятные последствия. Последствия для тех, пусть даже и немногих граждан РФ, которым действительно нужно убежище в ФРГ.

Речь идёт о том, что властные органы Германии, уже зная о нечистоплотной подоплёке российского ажиотажа, могут ввести ускоренное делопроизводство по делам о предоставлении убежища всем русскоязычным заявителям вообще. Так, как это было сделано в связи с многочисленными фактами злоупотребления немецким гостеприимством для жителей Балканских государств: «Чемодан – вокзал – домой!» В этом смысле можно только посочувствовать как простакам, обманутым нелегальными извозчиками, так и нашим соотечественникам, в силу тех или иных причин имеющим законное право стать беженцами в Германии. Более того, гражданам РФ, ещё не отказавшимся от мысли «улучшить» уже состоявшуюся рекордную статистику запросов на беженство, стоит знать хоть кое-что о так называемых Дублинских соглашениях, в соответствии с которыми такие простаки и прочие любители немецких «молочных рек» могут – если у властных структур Германии иссякнет терпение – оказаться просителями убежища… в Польше. В стране, нелегальным транзитом через которую они и прибывают в ФРГ.

Впрочем, следует помнить об унифицированных «по Дублину» правилах ЕС о рассмотрении заявлений на статус беженца и тем, кто, будучи одержим идеей о здешних «кисельных берегах», вполне легально въезжает в ФРГ по шенгенской визе транзитом через другую страну, входящую в ЕС. Дело в том, что в соответствии с договорённостью, достигнутой главами МИДов стран ЕС в Ирландии, потенциальный беженец может претендовать на означенный статус исключительно в первой стране Евросоюза, границу которой он пересёк.

 

К сожалению, не удивлюсь, если ситуация с «российским рекордом» сыграет на руку тем силам в Германии, которые выступают против безвизового режима с нашей страной. Как не удивлюсь и соответствующей пропагандистской кампании. Обратим внимание: сенсация о русских беженцах, раздутая СМИ, странным образом предшествует как парламентским выборам в ФРГ, так и собственно запуску безвизового режима между странами ЕС и Россией, который может быть инициирован ещё до конца 2013 года. Нет уверенности в том, что кому-то не захочется сыграть на страхах местного электората перед «ордами российских беженцев». А такая игра – в свете муссирования сенсации и Дублинских соглашений – может оказаться крайне деструктивной даже для поэтапного введения безвизового режима. Ведь понятно, что в условиях такого режима претенденты на статус беженца вряд ли захотят въезжать в Европу через границы экономически неблагополучных стран ЕС.

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-2
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2