Планета

«Русский язык мы не забыли»

20 сентября

Корреспондент «НВ» побывал в Литве и выяснил, что тамошние курорты способны принять население обеих российских столиц

«В Вильнюс едут не потому, что пиво дешёвое»

Артурас Зуокас, мэр города Вильнюса

Конечно, мы рады туристам. Государственный департамент по туризму проводит специальные маркетинговые исследования, и цифры показывают, что с каждым годом всё больше туристов из стран бывшего Советского Союза приезжают к нам, и не только летом, но и на выходные, на праздники. Я бы сказал: это очень хороший показатель. Мы поощряем активный отдых, культурный туризм, к тому же у нас на культурные мероприятия более чем доступные цены, а какие-то вообще бесплатные. И всё на высоком уровне. Многие жители Литвы и Вильнюса знают русский язык, не забыли. Первый иностранный язык в наших школах – английский, второй – русский. 70 процентов учеников выбирают русский. И мои дети, дочка и сын, выбрали. Дочка вообще прекрасно владеет русским, сын ещё учится. Не скрою, это было решение моё и моей жены. И младшая дочка, конечно, тоже будет изучать русский язык, когда подрастёт. Я как мэр всегда только приветствую изучение школьниками русского языка. Говорю: будете знать английский или русский язык, всегда найдёте работу, где бы вы ни жили. А ещё говорю: мы должны знать языки наших соседей. Это одна из составляющих нашей конкурентоспособности.

Естественно, самая большая ценность столицы – Старый город: он является достопримечательностью не только Литвы, но и Европы. Могу также заверить, что Вильнюс спокойный и безопасный город. Конечно, всегда можно найти приключения, если их искать, но, по большому счёту, вы можете безбоязненно разгуливать на улицах Вильнюса и днём и ночью. Что ещё привлекает туристов сюда? Фестивали классической музыки, театральный, джазовый, дни столицы, ярмарка Казюкаса (традиционная ежегодная ярмарка изделий народных промыслов, проходящая с начала XVII века на главной площади города и прилегающих улицах. – Прим ред.), новогодние и рождественские праздники. Любой турист всегда может найти причину и повод поехать в Вильнюс. Приезжают к нам и для того, чтобы поправить здоровье. Это намного дешевле, чем в Западной Европе, и ближе. Медицинские услуги у нас качественные, и, что немаловажно для россиян, обслуживание на русском языке. Когда мы говорим о здоровье, нужно общаться на языке, понятном обеим сторонам.

Что ещё делается для привлечения туристов в Вильнюс? Мы снизили налог на недвижимость для гостиниц и ресторанов. Только за последний год мы открыли две гостиницы, пяти- и трёхзвёздочную – современный концепт, доступные цены. Очень привлекательно для молодых туристов. У каждого есть возможность выбрать отель по своему бюджету. Но, должен сказать, мы не ориентируемся на дешёвый туризм. И рады, что в Вильнюс едут не потому, что пиво дешёвое. К счастью, такого туризма у нас нет. И это хорошо и для туристов.

Когда я был мэром первый раз (с 2000 по 2007 г. – Прим. ред.), мэр города Прага дал мне совет: «Не делайте город для дешёвого туризма, это создаёт много проблем. Город становится неспокойным, и туристы, которые хотели бы приехать семьями, с познавательной целью, не едут». Вильнюс избежал того, что в выходные дни по центру бродят толпы полупьяных туристов, которые проявляют себя не лучшим образом.

Городским самоуправлением и частными инвесторами создана авиакомпания, запланированы рейсы на Москву и Петербург, думаю, регулярные полёты начнутся в будущем году. Насколько мне известно, железнодорожные власти решают, чтобы из России в Литву добираться было дешевле и быстрее. Сели вечером в поезд в Петербурге – проснулись в Вильнюсе. Дороги в Литве хорошие. Я сам не раз на своей машине ездил в Петербург и назад. Так что – добро пожаловать!


«В Бирштонасе, говорят, очень вкусный воздух»

Ниёле Диргинчене, мэр курорта Бирштонас

Бирштонас – красивейший курорт Литвы. (Странно было бы, если бы мэр города говорил иначе, не правда ли?) Но я так говорю не потому, что положение обязывает.

Чем мы отличаемся от других курортов? Это лучше всего видно с птичьего полёта. Например, с воздушного шара. В этом году на Дне города в воздух поднялось 32 шара. 82 процента нашей территории – региональный парк. С давних времён в Литве знали о лечебной силе этих мест. Целебных источников у нас около двадцати. Если бурить скважину, найдёшь не питьевую воду, а минеральную, она здесь трёх сортов, лечебные грязи… Различие между Бирштонасом и Друскининкаем? Климат мягче. Процедуры – похожие, воды отличаются, и грязи другие. У нас самое ценное, чего нет на других курортах, – тишина, спокойствие. Но главное всё-таки воздух! Звонит один профессор: «Внучка сказала: в Бирштонасе очень вкусный воздух!» Ради всего этого и приезжают к нам из миллионных городов.

А наш городок – один из самых маленьких в Литве, проживает около 5 тысяч человек, но за год мы принимаем около 165 тысяч гостей! Из 41 страны приезжают. И с каждым годом число отдыхающих увеличивается. Из Германии едут, из Польши, из России, естественно. Сезонность характерна для Паланги, но не для нас. У нас и сейчас, в начале осени, кроватей не всегда хватает. Санатории так заняты, что на выходные дни номера надо заказывать заранее. За три недели минимум!

В Бирштонасе не позволяется строить здания выше пяти этажей, и мне как руководителю курорта это кажется очень правильным. Высокие дома должны быть в Вильнюсе, в Каунасе, но не у нас. Правда, готовится проект обзорной башни 45 метров высотой. Была дискуссия большая – лифт нужен или не нужен? Решили первую башню делать без лифта. Полезнее для здоровья.

У нас есть всё для активного отдыха. Стадион замечательный, в парке – всевозможные тренажёры есть и велосипедные дорожки. Не забываем мы и о культуре. Проводятся фестивали – фольклорные, любительских театров. Хотим построить аквапарк, но небольшой, большой не хотим. Хотим многофункциональный центр. Разрабатываем проекты, и нам везёт – находятся инвесторы, получаем деньги.

95 процентов местных жителей сказали, что им «радостно здесь жить». В Бирштонасе настолько хорошо, что многие пожилые хотят переселиться и здесь жить, а мы хотим, чтобы здесь было как можно больше молодёжи!

Мы не собираемся соревноваться ни с Палангой, ни с Друскининкаем. Мы делаем одно дело, мы – один большой национальный курорт. Сколько населения в Петербурге? Пять миллионов? А в Москве? Все могли бы поместиться на курортах Литвы, если бы захотели к нам приехать.


«Море нам обойдётся в 25 миллионов литов»

Ричардас Малинаускас, мэр города-курорта Друскининкай

Паланга иногда хвастается, что она самый большой и лучший литовский курорт, но мы не находим параметров, по которым ей уступал бы Друскининкай. Разве что один – побережье Балтийского моря, которого у нас нет. Друскининкай – «исторический» курорт, ему уже 220 лет. (Статус курорта город получил в 1793 году, когда личным врачом польского короля и великого князя литовского Станислава Августа были экспериментально подтверждены целебные свойства минеральных источников; известность же минеральные источники приобрели в конце XVII века. – Прим. ред.) Мы славились и в те давние времена, и сейчас славимся и минеральной водой, и лечебной грязью. В начале ХХ века наш курорт был наравне с самыми посещаемыми курортами Кавказа и Крыма. Развивался он быстро и хорошо и в советское время. Литовская власть даже делала всё, чтобы Друскининкай не получил статуса курорта союзного значения, иначе как бы было приостановить поток отдыхающих?

Местного населения здесь всего 20 тысяч. А гостей города бывало до миллиона! Без очередей поесть было невозможно. В 1990-е годы потоки резко и многократно сократились по разным причинам. И дошло до того, что пациентов в санаториях укладывали на сбитые из досок топчаны и покрывали покрывалами, которым десятки лет, да и грязь лечебная подавалась обыкновенными вёдрами. Всё разваливалось, зарплаты не выплачивались по восемь месяцев…

Когда я это всё увидел, будучи в 2000-м избран мэром, я сказал: «Если люди приезжают и в такие условия, у Друскининкая большое будущее, но мы должны сделать всё по-современному и выйти на мировой уровень». Получил доверие людей, значит, шутки кончились. Доверием пренебрегать нельзя. Мы с коллегами сели в этом зале и стали рассуждать о будущем нашего курорта. На первом месте, конечно же, оставили санаторное лечение. Но, чтобы город выживал и жил, не могли ограничиться только этим. Мы должны были найти новые пути развития города. И начали развивать инфраструктуру города по направлениям отдыха, туризма, развлечений, коммерческого спорта.

Работа курорта должна быть не сезонной, а круглогодичной и охватывающей людей всех возрастов – от деда до внука. Самоуправление города разработало соответствующий план. Но тогда мы и не мечтали о крытой лыжне (имеется в виду Snow Arena (Снежная арена) – уникальный по величине и структуре единственный зимний комплекс в странах Балтии, который работает круглый год. – Прим. ред.), об аквапарке в 25 тысяч квадратных метров, о «крытом море», но начали работать. За первые шесть лет инвестиции выросли в 60 раз. Бывший вокзал перестроили в четырёхзвёздочный кемпинг, реанимировали центральную лечебницу, появились новые объекты, в данный момент в городе уже три аквапарка. Много внимания мы уделяем паркам, скверам. Средств, как всегда, не хватает, но иногда за ночь придумываем проекты. Например, как реновировать улицы, не имея ни одного лита, доллара или рубля и не нарушая закон! Придумали аллеи и поле нарциссов. На одном поле весной расцветало 130 тысяч нарциссов. Вчера начали сажать ещё 70 тысяч. Чтобы было около 200. Уже есть туристы, которые специально приезжают к нам весной, в конце апреля, в дни цветения нарциссов.

Иногда говоришь с влиятельными или состоятельными людьми из России, они не понимают, как вообще на те средства, что есть у нас, город может существовать, как можно построить лыжню за 106 миллионов литов.

Немало внимания уделяем малой городской архитектуре. Чтобы город был попривлекательнее. Люди любят фотографироваться на фоне чего-то необычного, и таким образом мы получаем бесплатную рекламу.

За последние несколько лет выросло число гостей как зарубежных, так и литовских. Естественно, мы рады гостям из России и Белоруссии, но также рады и гостям из таких для нас экзотических стран, как Португалия. Кажется, могли бы и у себя отдыхать, и в другие страны ехать, но с каждым годом число туристов с Пиренейского полуострова увеличивается. Это показывает, насколько правильной оказалась политика развития города-курорта.

Чего не хватает Друскининкаю? Дворца культуры, объекта для проведения конференций, фестивалей. Собираемся строить. И думаем вскоре потягаться фестивалями, например, с тем, что в Юрмале. Задумали канатный подъёмник из центра города на нашу горнолыжную трассу. 110 метров – 4–5 минут. Это и транспорт, и чуть-чуть адреналина, и возможность посмотреть окружающую среду.

Наш аквапарк построен так, что каждые год-два-три будет что-то меняться. 13 лет назад мы в этом зале шутили (тогда Паланга жила очень хорошо, а мы так себе): «Что делаем? Копаем море или делаем всё остальное?» Решили: море не выкопаем, значит, надо делать всё остальное. Потом, когда «всё остальное» более-менее сделали, подумали: а почему бы эту нашу шутку не превратить в ещё большую шутку? Сейчас уже ведётся проектирование здания-пристройки к аквапарку в 4000 квадратных метров – купол, диаметр 50 метров, весом где-то 130 тонн. Он будет открываться-закрываться в зависимости от погоды и времени года. Берег бассейна – пляж 70 метров, песок натуральный, дюны, сосны, дорожки. Можно отдыхать как на натуральном море. Если погода плохая, нежься себе на подогретом песке. В одном месте пляжа – волейбольная площадка. Возможно, и чемпионаты какие-то будут проводиться. Этот проект, думаю, мы реализуем года за три. Не могу точно сказать – проект ещё не закончен, но думаю, «море» нам будет стоить 25 миллионов литов. Если я и ошибся, то, думаю, ненамного.

Материалы подготовил Владимир Желтов. Вильнюс – Бирштонас – Друскининкай – Петербург. Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1