Мнения и комментарии

С Первой мировой наше ТВ обращается осторожно

18 сентября

Вряд ли кто сегодня станет спорить о том, что Первая мировая война определила траекторию развития истории в ХХ веке. И российские СМИ в этом смысле проявляют сегодня вполне понятную активность в освещении событий 100-летней давности. Пристальный взгляд на текущий эфирный контент на этом направлении обнаруживает любопытные закономерности. Прежде всего – лидерство государственных федеральных телеканалов.

Особенно разнообразили форматную и жанровую палитру творцы документальных телефильмов на канале «Россия 1», где задолго до самой даты выпустили целый цикл, посвящённый грандиозному событию. Название дали зазывнее не придумаешь: «Голгофа Российской империи». И конечно, в сём проекте не обошлось без «самого» Фёдора Сергеевича Бондарчука, которого, видимо, его знакомые продюсеры и режиссёры считают неплохим актёром и подходящим по типажу персонажем, чтобы появляться в кадре со своими комментариями к демонстрируемым событиям. Названия фильмов цикла также говорят за себя: «Самоубийство Европы», «Фронт русский, фронт французский», «Друзья-враги». Некий налёт научного популяризаторства с лёгким привкусом бульварщины не позволяет воспринять увиденное как попытку объективного рассказа.

В том же холдинге ВГТРК продюсеры на канале «Культура» пошли иным путём, сосредоточившись на частностях в хронике войны. Цикл, названный «На разломе эпох», вызывает любопытство попыткой дать портрет времени через судьбу отдельного человека.

И здесь же, на «Культуре», в фильме «Вилли и Ники» частная жизнь императоров Вильгельма II и Николая II послужила поводом поговорить о том, почему два близких родственника и царствующих друга не смогли предотвратить втягивание своих стран в мировую бойню. Авторы проекта оставили этот вопрос без ответа, и, наверное, такое решение финала было справедливым, так как у большинства историков до сих пор нет чёткого ответа на вопрос: зачем России была нужна эта война?

Нет ответа на него и в документальном цикле Первого канала «Первая мировая». Однако здесь на протяжении восьми серий мы видим подробный и наглядный, со множеством справок и инфографики рассказ, который является, по сути, изложением хроники военных действий с презентацией отдельных ярких участников событий. Разыгрывание отдельных эпизодов артистами выглядит излишне нарочитым иллюстративным приёмом, но помогает избежать однообразия и монотонности. Однако был найден и рядовой герой из окопа. Им стал солдат Родион Малиновский – будущий министр обороны СССР, реальный участник той самой войны.

Если суммировать впечатления от увиденного, то стоит признать, что деятели ТВ весьма осторожно вводят свою аудиторию в ту далёкую эпоху. При этом иногда хорошо забытое старое оказывается эффектнее и эмоциональнее по воздействию, чем отснятые заново документальные фильмы. Нашёлся же небанальный ход – показать в юбилейные дни экранизацию романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», поставленную режиссёром Льюисом Майлстоуном в 1930 году. И если поскрести по нашим культурным сусекам, то мы обнаружим многое, что бы могло рассказать о той эпохе, начиная от «Тихого Дона» и заканчивая «Хождением по мукам».

И что-то подсказывает мне, что нынешний всплеск интереса к Первой мировой войне не только дань трагическому юбилею, но и начало более обстоятельного рассказа и анализа тех четырёх лет, которые изменили мир.

Сергей Ильченко, доцент кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Ясно
28 апреля
воскресенье
+10
Слабый дождь