Планета

Санкционный смотритель

16 сентября

Немецкие машиностроители, как и вся экономика Европы и России, напуганы не столько нынешними санкциями, сколько перспективами.

 

Немцы, как и большинство россиян, кажется, пока ещё не осознали до конца влияния на повседневную жизнь западных антироссийских санкций и ответного «продуктового эмбарго» со стороны РФ. Во-первых, их ещё и невозможно осознать в полной мере, а во-вторых, с точки зрения жителей Германии, самое главное, что санкции не затронули сферу поставок энергоносителей из России.

В целом настроения в здешнем обществе относительно санкций представляют собой коктейль – в нём в разных пропорциях смешаны юмор и страх. Немцы хорошо понимают смысл проклятия «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». А что касается юмора, то, к примеру, мой знакомый, директор местного русского магазина, комментирует продовольственное эмбарго так: «Всё, что не съедят русские, съедят… русские!» Суть этого афоризма такова: после того как российские партнёры Дмитрия отказались от поставок из Германии полуфабриката «настоящего русского борща» (произведённого из немецких продуктов и на немецком оборудовании), он выставил «продукт нон грата» в своём магазине, объявив небывалую распродажу. Вскоре этот борщ был сметён с полок местными русскими.

К популярным газетным историям о санкциях относится и сюжет о том, как один бизнесмен, живущий с супругой-украинкой, не принял на работу русскую даму – таким образом, по его словам, «наказывая Россию». А на следующий день проснулся и увидел сайт своей фирмы взломанным хакерами. Те оставили записку: «Мартин, у тебя все дома? Если нет, то не стоит демонстрировать это на весь свет».

Лёгкая промышленность. Больше «Адидаса» – хорошего и… китайского

Как отмечают немецкие эксперты, общее уныние германских производителей и продавцов товаров народного потребления на рынках РФ обусловлено в первую очередь не антироссийскими санкциями, а слабым рублём. Из-за его дешевизны товары с лейблом Made in Germany становятся слишком дорогими для российского потребителя.

Наибольшие убытки в связи с этим терпит Adidas. Производитель и продавец, располагающий в РФ сетью фирменной торговли (свыше тысячи магазинов) с ежегодным оборотом около 1 миллиарда евро, на днях шокировал инвесторов сведениями о снижении ежемесячных прибылей примерно на 16,5 процента. Вопреки былым планам производитель знаменитых «трёх полосок» отказался от расширения фирменной сети торговли в России. Наоборот, теперь он планирует её сокращение.

Впрочем, не столько это обстоятельство волнует немецких аналитиков, сколько «фактор замещающего потребления». Настоящий «Адидас» может быть вытеснен с российского рынка контрафактным псевдо-«адидасом», произведённым в Китае. Что, помимо финансовых убытков, причинит фирме моральный ущерб.

Сельское хозяйство. Эх, яблочко, куда ты катишься?

Запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции из стран ЕС сам по себе не нанёс значительного ущерба соответствующему сектору германской экономики. Во всяком случае, такова оценка главы немецкого минсельхозпрома Христиана Шмидта. Она базируется на том, что Германия поставляет в РФ менее 0,5 процента своей сельскохозяйственной продукции, идущей на экспорт.

С другой стороны, немецкая экономика страдает от побочного эффекта российских санкций. Как отмечают представители Союза немецких крестьян, фермерская продукция из других стран Евросоюза, изначально ориентированная на российский рынок, теперь хлынула на внутренний рынок ФРГ, предопределяя демпинг продовольственных товаров.

Местный потребитель рад: никогда ещё молоко, мясо, капуста и яблоки не были столь дешёвыми, как в нынешнем сезоне. И никогда ещё на полках местных магазинов не было такого интернационального разнообразия фермерской продукции – Польша, Испания, Италия, Нидерланды…

Но, увы, эта потребительская идиллия пагубно сказывается на местном агропромышленном комплексе и фермерских хозяйствах. Ведь они и без внезапной конкуренции со стороны коллег по ЕС являются дотационными.

Автомобилестроение. То, что для BMW – смерть, для «бомбы» – хорошо

Если верить оценкам крупных немецких автомобилестроителей, то они существенно страдают от антироссийских санкций. Так, глава правления концерна Daimler Дитер Цетше ожидает в связи с санкциями «значительное снижение прибылей» на российском рынке.

– Если ещё в первой половине 2014-го мы смогли добиться увеличения на 20 процентов наших прибылей в России, то теперь, безусловно, они устремились вниз, – говорит он.

По оценкам исследовательского центра CAR Университета Дуйсбурга, в 2014 году немецких машин будет продано в РФ примерно на 21 процент меньше, чем в «досанкционный» год.

Между тем многие местные эксперты полагают, что значимость как западных, так и возможных ответных российских санкций для автомобилестроения ФРГ сильно преувеличена. Ведь немцы поставляют на российский авторынок в основном машины класса «люкс», а их российская доля в общих экспортных объёмах за пределы Германии составляет всего от 2 до 3 процентов. Кроме того, никакие санкции не затрагивают немецкие автомобили, производимые непосредственно в России, а таких на российском рынке – четыре из пяти.

Одним словом, если люксовый BMW made in Germany может оказаться для российского потребителя не только слишком дорогим, но и вообще «машиной нон грата», то «бомбе», собранной на конвейере в РФ, участь оказаться в изгоях не грозит.

Машиностроение. Убытки колоссальны

Если немецкое сельское хозяйство и автомобилестроение на сегодняшний день пострадали от антироссийских санкций лишь в незначительной мере и опосредованно, то этого нельзя сказать о машиностроении ФРГ. По оценке главного экономиста Союза машиностроительных предприятий Германии Ральфа Вихерса, в связи с санкциями заказы на данный вид продукции уже снизились на 20 процентов, причём под угрозой из-за этого оказались свыше 25 тысяч рабочих мест в ФРГ.

Для немецких машиностроителей Россия – четвёртый по объёму заказов партнёр в мире, и убытки на фоне санкций для них колоссальны. Так, «дочка» «Фольксвагена», концерн MAN, недосчиталась 25 процентов привычных прибылей. Если до кризиса на Украине ожидался рост прибылей немецких машиностроителей на рынке РФ в 2015 году примерно на 4 процента, то теперь эксперты прогнозируют «нулевой рост».

Впрочем, представителей германского машиностроения пугает не столько уже ставшая фактом потеря прибылей, сколько настораживающая тенденция в сегменте поставки запчастей. Как свидетельствует шеф Восточного комитета немецкой экономики Кордес, в связи с тем, что отныне контракты по запчастям проходят многочисленные проверки на возможность «двойного применения», увеличиваются сроки поставок в Россию. Особенно это касается запчастей для экскаваторов, эскалаторов, тракторов, буров, железнодорожной техники, насосов.

На этом фоне россияне всё активнее ищут контрагентов из Азии и Латинской Америки, которые могли бы прийти на смену нерасторопным (не по своей вине) немцам. «Санкционный период» рано или поздно закончится, но захочет ли – и сможет ли – российская торговая система вслед за тем вновь переориентироваться на Германию? Этот вопрос волнует немецких машиностроителей сейчас больше других.

Перевозки. Ущерб учёту не поддаётся

Шлезвиг-Гольштейн – третья после Гамбурга и Бремена «портовая Мекка» Германии. Здесь ежегодно поднимаются на борта круизных лайнеров около 15 миллионов пассажиров, грузовые суда перевозят за тот же срок около 50 миллионов тонн грузов. Ныне местные порты терпят убытки: былые заказчики отказываются от фрахта местных судов в связи с тем, что грузопоток товаров из Европы в Россию неуклонно сворачивается. У портовиков ещё оставались надежды на слабый российский рубль и на то, что теперь в Европу хлынут товары отечественного производства. Но этого не произошло.

«Живой иллюстрацией страха» называют местные грузоперевозчики замершее на рейде грузовое судно Anglia Seaways. Этот маршрут Любек – Клайпеда, по которому в Россию должны были транзитом доставляться продовольственные грузы, был открыт не далее как в июне, а теперь, в связи с санкциями, стал невостребованным. В целом порты Шлезвиг-Гольштейна, равно как и другие балтийские порты Германии (например, Киль) страдают от 10-процентного сокращения экспорта в Россию.

Почему же, если есть конкретные цифры, все говорят о том, что ущерб грузоперевозчиков от антироссийских санкций не поддаётся учёту? Ответ прост: нет гарантии того, что под экспортное эмбарго не попадут очередные артикулы производства Германии, многие производители ищут новых покупателей вне РФ и не хотят тратиться на фьючерсный фрахт.

Аналогичные, пока не поддающиеся точному расчёту убытки несут и гражданские авиалинии. Мало того что в период войн уменьшается количество европейцев, желающих путешествовать по свету, так ещё и небесные маршруты приходится корректировать.

Это ведёт к увеличению издержек топлива. Впрочем, авиаперевозчиков пугает не столько день сегодняшний, сколько завтрашний. Как здесь полагают, нет гарантий того, что Россия не закроет небо для самолётов ЕС, и тогда местная пассажирская авиация понесёт колоссальные убытки. Худшего сценария для местных авиаторов нет.

Инвестиции. Русские «скупили всю Германию» – и больше скупать не хотят

До украинского кризиса пресса ФРГ любила писать о том, как «русские скупили всю Германию». В таком утверждении была и доля правды: только прямых российских инвестиций в экономику ФРГ ныне сделано более чем на 3 миллиарда евро. Для сравнения: китайцы отстали от российских инвесторов почти в два раза. Но теперь общая нестабильность сказалась на интересе состоятельных россиян к Германии. Если ещё в 2013 году русские предложили немцам 13 крупных инвестиционных проектов, то за первое полугодие 2014 года – ни одного.

 

«А чего добиваются от России?»

Томас Егер, профессор, руководитель кафедры международной и внешней политики Университета Кёльна, член Академии наук федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия:

– Какую цель преследуют санкции против России? Это неясно самим инициаторам таких санкций. Вот, например, Барак Обама говорит о намерении «изолировать» Россию. Федеральное правительство объявляет о необходимости побудить Россию к «серьёзному диалогу». Но это разное представление о целях. А ведь упоминаются и другие. Например, «стабилизация на Юго-Востоке Украины». И что, если это произойдёт, санкции будут отменены? Или речь идёт о возврате Украине Крыма? Или, наконец, о том, чтобы Россия смирилась с неким западным кодексом поведения? Цель санкций была изначально туманно сформулирована, ничего не изменилось в этом отношении и теперь. Между тем санкции редко достигали политических целей, за исключением, пожалуй, санкций против режима апартеида в ЮАР. В остальном введение их практически всегда было ошибочным и наносило только экономический ущерб всем задействованным в этом процессе сторонам.

 

Санкции против России являются ядом для динамичного развития немецкой экономики и инвестиционного роста.

Ганс-Вернер Зинн, профессор, руководитель института экономических исследований Ifo

 

Уже одни только разговоры о санкциях весной этого года были губительны для слабых экономик в ЕС и России. Должно быть сделано всё для того, чтобы мы не оказались затянуты дальше в эту спираль санкций.

Экхард Кордес, бывший гендиректор торговой сети Metro Group, председатель Комитета по экономическим отношениям с Восточной Европой

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии. Фо­то AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно