Взгляд

Счёт на табло

27 июня

Что такое тунеядство? Не что иное, как одна из основных гражданских свобод.

Недавно я путешествовал по Норвегии, и местные друзья предложили мне по пути из Осло переночевать у их знакомого – отличного парня по имени Руди. Дескать, это удобно: отели дорогие, а у Руди свой дом на берегу фьорда, и сам он очень компанейский. Ближе к полуночи я продирался по узкой гравийке, ориентируясь лишь на GPS-координату. Но едва затормозил, как раздвинулся куст и вышел Руди – здоровенный седой викинг лет сорока пяти. Мы чудно провели полночи за разговором с хозяином и его датской девушкой: обсудили Украину, гештальт-терапию, хакеров, Флоренцию и Ниала Фергюсона, попутно ушатав литр текилы. Перед сном мы вышли на скалу перед домом и спели гимны своих стран.

На следующий день я добрался до своих друзей и узнал, что Руди уже два года не работает. На что же он живёт и содержит два дома? Известно, на медицинское пособие, которое ему регулярно продлевает врач. Чем же болен этот жизнерадостный вестфольдинг, способный вязать узлом гвозди? Оказалось, депрессией. И такая ситуация никого не удивляет.

Моя норвежская подруга работает в детском саду и говорит, что ни один ребёнок не ходит к ней на полную неделю. Обычно на два дня из семи, потому что почти все родители работают на 30, 50 или 70 процентов ставки. В Осло или Бергене, возможно, и водятся карьеристы, которые хотят заработать все деньги мира, а в их горных деревушках никому эта суета даром не нужна – зарплаты высокие, средств хватает.

Спустя несколько дней мы снимали домик у воды, познакомились с соседом. Ровесник Руди безмятежно медитировал на гору, отражённую в озёрной глади. Разговорились: парень в понедельник почувствовал боль в ноге, взял больничный на неделю, снял «кабину» и релаксирует. Он горный инженер, судя по машине, довольно успешный.

А когда я вернулся домой, то узнал, что один из депутатов петербургского Законодательного собрания предлагает возродить советский рудимент: уголовную ответственность за тунеядство. Ранее умный 36-летний парламентарий опубликовал мемуары, в которых рассуждает о кадровом вопросе в государстве: «Я считаю также, что людей, у которых жизнь не имеет православной мотивации, нельзя допускать к должностям, связанным с общением с большой группой лиц, так как это чревато серьёзными негативными проблемами». А заодно рассказывает, как в возрасте 3,5 года откусил кусок от ртутного градусника, как отмахнулся топором от мальчика, засунувшего ему за шиворот гусеницу, как, «учась на втором курсе института, мне впервые очень понравилась одна девушка».

Инициатива не стоила бы и двух граммов чернил, если бы не возбудился Роструд: мол, неплохо бы ввести обязательный социальный сбор для всех, кто не имеет официального трудоустройства и не платит налогов. Тут уж прорвало и других петербургских парламентариев, едва не проморгавших такую пиар-лакуну. «Многие люди сейчас воспринимают личную свободу как некое право на тунеядство и социальное паразитирование, – обращается депутатская группа к президенту Владимиру Путину. – Просим вас поддержать идею созыва Конституционного собрания для пересмотра статьи 37 Конституции РФ как основы последующей модернизации российского законодательства».

Вообще-то люди в любой стране воспринимают личную свободу как право сделать карьеру, заработать денег и впоследствии самим решать: надевать ли каждый день белую рубашку или спокойно жить в доме с палисадником – писать картины, читать книги, путешествовать. И не в пенсионном возрасте, а лет в 50, а то и в 35–40.

Поразительно другое: идею закона о тунеядстве в разгар кризиса и безработицы поддерживают, согласно опросам, аж 20 процентов петербуржцев. Вероятно, эта часть народонаселения заскрипела зубами от истории про зажравшихся норвежцев: вот, дескать, глупые прогнившие либерасты дают объедать собственную страну.

Правда, страной, которую кто-то объедает, выглядит, к сожалению, не Норвегия, а наша великая и необъятная. Потому что есть большая разница: проедать саму нефтяную ренту или проценты от ренты, закачанные в госфонд. Выплачивать пенсии из бюджета или накапливать их в приносящих прибыль трастах. Тратить на силовой блок 40 или 3 процента казны. Кредитовать бизнес под 25 или под 2 процента годовых. И кто в конце концов дороже обходится государству – Руди, который вырастил двух детей, построил два дома и словил кризис среднего возраста, или законодатель, занимающийся саморекламой при непочатом крае работы?

 

Денис Терентьев, литератор
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+8
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+7
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+7
Облачно