Культура

Семь ног тринадцатого Dance open

07 май

XIII Международный фестиваль балета Dance open сделал ставку на зарубежную современную авторскую хореографию. Интерес к таким работам у нашей публики огромен: интернет делает известными многие имена, но воочию ознакомиться с иностранными труппами сложно, поскольку гастроли бывают нечасто.

Нынешний Dance open дал возможность познакомиться с тремя серьёзными коллективами из США, Франции и Нидерландов.

Американская труппа Complexions уже посещала Петербург. На сей раз её программа состояла из трёх одноактных балетов: «Луна над Юпитером» на музыку Сергея Рахманинова, Innervions на песни Стиви Уандера в постановке Дуайта Родена и «Возвращение» в постановке Джея Манна Джу. Хотя авторы были разные, их хореография слилась в единообразный поток, а потому представление показалось затянутым и скучноватым.

Зато восхитили французы: «Балет Биаррица» со спектаклем известного хореографа Тьерри Маландена Magifique. Такого слова нет во французском, это производное от magique (волшебный) и magnifique (великолепный). Под стать названию и действо на сцене под фрагменты музыки Петра Чайковского из «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика». Восемнадцать девушек и юношей в телесного цвета одеждах лишены признаков пола, возраста, исторической и любой другой определённости. Они словно олицетворяют некую танцевальную субстанцию. Маланден показал хореографию самобытную, ничуть не ассоциирующуюся с классическими версиями Мариуса Петипа и Льва Иванова. Преклонение перед Чайковским не помешало Маландену сделать своё сочинение остроумным и комическим.

Один из культовых хореографов Европы – 82-летний Ханс ван Манен – показал уникальную подборку своих балетов в исполнении труппы Национального балета Нидерландов. Программа под названием «Ханс ван Манен. Повелитель движения» включала пять опусов длительностью от 7 до 30 минут. Чётко выверенная, музыкальная хореография была очень чисто протанцована, и мастерство артистов получило высокую оценку петербуржцев.

Масштабный гала-концерт (18 номеров!) включал опусы самых разных жанров – от классики и народного танца до новинок современной хореографии. Достоин похвалы и подбор звёздных исполнителей.

По традиции фестиваль завершился в Этнографическом музее торжественным вручением премий в семи номинациях артистам, выбранным авторитетным жюри под председательством Ханса ван Манена. Вожделенный приз представляет собой хрустальную ножку – слепок с ноги Анны Павловой.

 

лауреаты

Гран-при достался приме-балерине Национального балета Нидерландов Анне Цыганковой за участие в программе «Ханс ван Манен. Повелитель движения» и номер Delibes suite в хореографии Хосе Мартинеса на музыку Лео Делиба.

Призы «Мисс Виртуозность» и «Мистер Виртуозность» завоевала пара из Большого театра Кристина Кретова и Семён Чудин за главные партии в гранд-па из балета «Синяя борода» Петра Шенка. 

Обладателями титулов «Мисс Выразительность» и «Мистер Выразительность» стали солистка Американского балетного театра Мисти Копленд за исполнение номера «Паганини» в хореографии Марсело Гомеса и премьер Мариинского театра Владимир Шкляров, сорвавший успех в «Классическом па-де-де» Чайковского – Баланчина. 

Лучшим дуэтом названы Джозеф Гатти из США и прима Королевского балета Великобритании Яна Саленко за дуэт купца и невольницы из балета «Корсар».

 

Приз зрительских симпатий впервые разделили сразу два танцовщика-премьера: Йоэль Карреньо из Норвежского национального балета, станцевавший в па-де-де из балета «Эсмеральда», и Реми Вортмейер из Национального балета Нидерландов, показавший мировую премьеру номера Joel на музыку Жака Оффенбаха в собственной постановке.

 

Лариса Абызова, балетовед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+7
Умеренный дождь