Взгляд

Шоссе в никуда

02 ноября

Почему безжалостен русский бунт? Потому что пытается спросить с властей сразу за всё.

Россияне давно привыкли к абсурду в собственных городах. Даже в полустоличном Петербурге уличное освещение частенько горит днём и выключается ночью. И без того добротные дороги ремонтируют каждый год, хотя рядом проходят улицы, на которые лет десять не ступали колёса асфальтоукладчика. Цены на услуги ЖКХ бывают выше парижских, хотя зимой спать приходится в двух свитерах. Кто-то видит в этом коррупцию: «Всё попилили, сволочи». Кто-то недалёкость управленцев: «В России две беды, причём одна из них ремонтирует другую». Но меры предлагаются под стать проблеме: то всех посадить, то расстрелять, то свергнуть строй и возродить новгородское вече.

Безусловно, все ситуации нуждаются в изучении. Но когда вопрос полноценно освоен, очень часто решение оказывается очевидным и не требует кровопролития.

За Володарским мостом в Петербурге, где Октябрьская набережная петляет в направлении КАД, есть место со стрёмным названием – Северная прорезка. По сути, это карман длиной метров 300, ширина проезжей части – 7. Асфальтированная дорога по две полосы в каждую сторону, между которыми поляна с автостоянкой. В конце прорезка закругляется и переходит в дорогу к гаражам. Место это тихое, интересное разве что жителям окрестных пятиэтажек, которых по обеим сторонам прорезки полтора десятка.

Но и сюда добралась забота петербургских чиновников. В 2011 году Северная прорезка попала под программу капитального ремонта, который реализуется комитетом по развитию транспортной инфраструктуры. Развитие выразилось в том, что дорогу к гаражам, на которой прекрасно разъезжались две машины, сделали односторонней. «Кирпичи» появились и по обеим сторонам дороги, где машина проезжает в лучшем случае раз в четверть часа. Теперь для части жителей проблематично выехать на набережную. Ради них комитет решил провести капитальный ремонт проезжей части и тротуаров с устройством разворота и разгонной полосы. А это неминуемо повлечёт за собой снос и пересадку зелёных насаждений, перенос системы водоотведения, переустройство инженерных сетей.

Разгонную полосу решили сделать как на КАД, длиной 130 метров. Хотя ГОСТ позволяет сделать 10 метров – дорога-то всегда пустая, кроме аборигенов сюда никому и в голову не придёт свернуть. Ради разгонной полосы от автостоянки отрежут 70 машино-мест, то есть около трети. А ситуация с парковочными местами в микрорайоне не очень, и стоянка выручала.

Более 60 жителей близлежащих домов написали губернатору Георгию Полтавченко письмо: мол, нам от такого благоустройства только хуже. И где хозяйственное мышление чиновников, если такой проект может потянуть миллионов на сто? В то время как по-настоящему помочь жителям можно куда дешевле: снять «кирпичи» и поставить светофор при выезде на набережную. Установить и запитать светофор стоит меньше миллиона, то есть разница в цене вопроса – 1:100.

Из комитета пришёл ответ за подписью зампреда Андрея Суханова: проект появился, оказывается, по многочисленным просьбам местных жителей! Он уже согласован с ГИБДД, менять его считаем нецелесообразным. Как вопрошал Вовочка в анекдоте: где логика, где разум? Ни одной ведь аварии на Северной прорезке не случалось несколько десятилетий. Так зачем разгонка, как на хайвэе? Тут же вспоминается другой анекдот, в котором товарищ Сталин предлагает расстрелять киноактёра, неудачно его сыгравшего, режиссёра фильма, сценариста, композитора, костюмера, а также их жён и любовниц. «А может, ему просто усы сбрить, товарищ Сталин?» – от ужаса сморозил режиссёр. Вождь подумал и сказал: «Ну, или так».

Но усы усами, а Смольный частенько не ищет лёгких путей. И даже первоклассник понимает корневище проблемы Северной прорезки: выделены деньги, и их надо освоить. И логика здесь есть, только она не классическая государственная, а бизнес-чиновничья. Во-первых, по предстоящим тендерам уже наверняка достигнуты договорённости. Во-вторых, если отказаться и вернуть деньги в бюджет, завтра дадут меньше. В текущем году на ремонт дорог в Петербурге выделили 2,5 миллиарда рублей, а освоить смогли только 1,3 миллиарда. То есть при всех транспортных параличах минувшего лета в рот не влезла почти половина.

И в этом ещё один резон не отказываться от ремонта Северной прорезки – этой дорогой ведь почти никто не пользуется, а значит, освоить деньги удастся с комфортом, без суеты. Никто ежедневно не подгоняет по срокам, потоки автовладельцев не мелькают в метре от места работ. Можно пойти на известные хитрости: например, катком пройтись пару раз, а по документам – пять. Не ездит же здесь никто, а значит, сразу развалиться дорога не должна.

 

Вроде бы проблема с Северной прорезкой периферийная и не самая для города серьёзная. Но на её примере удобно осмыслять природу русского бунта, который бессмысленным и беспощадным делает отчаяние. Ведь все всё понимают, а градоначальник спускает жалобу жителей в ту самую структуру, на которую они жаловались. И кто они после этого в своём городе? Хозяева, бюргеры и соль земли, не иначе.

Денис Терентьев, литератор
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно