Планета

Скажи мне, кто твой побратим…

25 января

 

Как Петербург выбирает «породнённые города» и почему в их числе может оказаться одиозный пакистанский Карачи.

Судя по всему, в ближайшее время должно состояться подписание соглашения об установлении побратимских связей между Санкт-Петербургом и Карачи, крупнейшим пакистанским городом. Во всяком случае, об этом уверенно заявляет издание «Пакистан обсервер». В комитете по внешним связям администрации Петербурга, ссылаясь на отсутствие начальства, официально эту информацию пока подтвердить не могут (не хотят?), но и не опровергают.

...Дипломатия может и обязана быть расчётливой и отчасти циничной. Поддерживать и развивать политические, экономические отношения со всеми, невзирая, как говорится, на лица, на симпатии, на прошлые конфликты, – профессиональный долг дипломатов. Но побратимство…

Здесь речь скорее идёт об имиджевой составляющей дипломатии, международного сотрудничества, нежели о сугубо практической. Ведь что такое, по сути, объявить тот или иной город своим побратимом, породниться с ним? Палитра всех этих «родственников» определяет то, как позиционирует себя город. Посмотрите на города-побратимы Петербурга. Это крупнейшие европейские порты. Это культурные столицы. Это большей частью  «жемчужины». Такие же, как Петербург.

…Карачи, по отзывам знающих его людей, город, мягко говоря, неоднозначный. Его 12-миллионное население в случае стихийных бедствий, внутренних волнений и обострения обстановки на пакистано-афганской границе в так называемой зоне племён возрастает едва ли не вдвое – за счёт беженцев. Для них нет места даже в трущобах, но в Карачи у них есть хотя бы надежда на случайный кусок хлеба.

Столь привлекательным для беженцев этот город стал после начала советской военной операции в Афганистане. Именно в порт Карачи пошёл поток военных грузов из США, сюда же поставлялась гуманитарная помощь, которую предоставляли тем семьям афганских беженцев, которые участвовали в джихаде. Значительная часть помощи – оружие, продовольствие, одежда – здесь же разворовывалась и попадала на чёрный рынок, что также способствовало превращению Карачи в крупный торговый (и криминальный) центр. Если бы не эти поставки и не поток денег из США, Саудовской Аравии и международных исламских фондов, той войны в Афганистане просто бы не случилось.

Если кто помнит – первый период после ввода наших войск в эту страну, несмотря на многочисленные политические ошибки (вроде попыток создать колхозы), был вполне мирным. Более того, афганцы искренне симпатизировали «шурави», которые строили дома, школы, завозили трактора, грузовики. Ситуацию взорвал Пакистан, который в тот момент находился под влиянием США и Саудовской Аравии.

В созданной на территории Пакистана сети медресе ваххабитского толка стали призывать к джихаду против неверных (до начала войны население Афганистана, в первую очередь пуштуны, не было особо религиозным). Тем, кто соглашался воевать, бесплатно раздавали оружие, платили деньги.

Сам город Карачи, наверное, не виноват, что именно он стал логистическим центром для поставок в Афганистан, но нашим солдатам, которые там служили и погибали, от этого не легче.

Соглашение о побратимстве Петербурга и Карачи, считают многие, будет ещё и не самым уместным жестом по отношению к могилам тех, кто воевал и погиб в Афганистане. Ведь оружие, которое их убило, шло именно из Карачи. При всём уважении к государству Пакистан и городу Карачи – память о той войне ещё слишком свежа, и Пакистан не сделал ничего, чтобы она перестала болеть.

Можно возразить, что с немцами мы тоже воевали, а сейчас дружим и города-побратимы в Германии имеем. С нынешними немцами – да, дружим. Потому что немцы как нация стали другими: даже те их ветераны, кто воевал против СССР, уже не имеют ничего общего с нацизмом.

О Пакистане же, увы, не скажешь, что он сильно изменился со времён той афганской войны. Там по-прежнему действуют всё те же медресе саудовского толка – только сейчас в них призывают к войне не с «шурави», а с международным контингентом в Афганистане, особенно с американцами. Так же отсиживаются в «зоне племён» талибы. Именно в Пакистане скрывался – фактически под охраной пакистанских военных – бен Ладен.

Пакистан, как единственная исламская держава, обладающая ядерным оружием (от 100 до 200 зарядов, между прочим), считает себя лидером и исламского мира, и Южной Азии. Разумеется, с такими странами нужно иметь и развивать отношения – это даёт хоть какую-то возможность понимать их политику и отчасти влиять на неё. Но при этом идея «побратимства» Петербурга с Карачи вызывает недоумение.

 

 

в сравнении

Барселона, Венеция, Манчестер, Лос-Анджелес…

 

У Петербурга без малого сотня городов-побратимов. Среди самых первых (с которыми тогда ещё Ленинград побратался в середине прошлого века) – Манчестер, Гамбург, Дрезден, Милан, Гётеборг… В 1960–1980-е годы побратимами нашего города становились, как правило, или «топовые», но не столичные (субординация!) западные города (Барселона, Мельбурн, Роттердам), либо крупные города стран социалистического лагеря: как восточноевропейские (Пловдив, Гданьск, Констанца), так и далёкие (Хошимин, Шанхай, Сантьяго-де-Куба).

С распадом СССР число побратимов продолжало расти с ускорением. Во-первых, за счёт городов из теперь уже бывших союзных республик (на одной только Украине у Петербурга пять побратимов), во-вторых, за счёт городов столичных (Варшава, Хельсинки, Прага, Стокгольм, Пекин, Гавана). Среди побратимов города на Неве в разные годы оказались Венеция, Рио-де-Жанейро, Вифлеем, Квебек, Лос-Анджелес… А вот «экзотических» городов в этом списке немного: иранский Исфахан, индийский Мумбаи (бывший Бомбей), таиландский Бангкок, суданский Хартум…

 

Приштина, Джидда, Бейрут, Москва…

У Карачи побратимов пока куда меньше, чем у Петербурга: два десятка. Некоторые из них являются и побратимами Петербурга: Шанхай, Стамбул, Ташкент.

Если Петербург побратается с Карачи, то окажется примерно в такой компании: Приштина (Косово/Сербия), Порт-Луи (Маврикий), Путталам (Шри-Ланка), Джидда (Саудовская Аравия), Бейрут (Ливан), Чикаго (США), Мешхед (Иран) и… Москва, ставшая побратимом Карачи 28 августа 2011 года.

 

история вопроса

Первыми были Сталинград и Ковентри

Международное движение породнённых городов зародилось, когда в Европе бушевала Вторая мировая война. В 1943 году побратимами провозгласили себя советский Сталинград и английский Ковентри. Когда жители разрушенного бомбёжками Ковентри узнали о героической обороне Сталинграда, то направили в город письмо с предложением породниться.

В 1957 году представители городов-побратимов создали Всемирную федерацию породнённых городов. В СССР с 1964 по 1991 год функционировала Ассоциация по связям советских и зарубежных городов, при содействии которой 289 городов и регионов бывшего Союза породнились с 530 городами и регионами в 71 стране мира. В декабре 1991 года было принято решение об учреждении международной ассоциации «Породнённые города» – правопреемницы ассоциации.

 

Владимир Владимиров, обозреватель «НВ». Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+1