Взгляд

Сколько нас там, в книжном убежище

07 июня

Заменят ли электронные устройства бумажные издания? За последние годы эта дискуссия нисколько не устарела. Впрочем, как и волшебный шелест книжных страниц.

Недавно поспорил я с молодыми. Стоял за бумажные словари и энциклопедии, а продвинутые пользователи современных гаджетов мне возражали. Мол, зачем держать на полках тома, большие, тяжёлые и пыльные, когда можно набрать в поисковике что хочешь – и тут же высветится необходимая ссылка. Иностранное же слово ещё и прочитают вслух, причём в нескольких вариантах. Соображения разумны, сразу и не найдёшь что противопоставить такой сугубой рациональности. Тем более сам же, сказать по правде, иной раз, когда лениво подниматься из кресла, ищу нужную мне цитату на литературных и академических сайтах. Но, поразмыслив, всё же догадался, почему так притягательна книга и почему, убеждён, не заменит её никакая электронная техника…

Кстати, не мне одному неровно дышится при виде переплётов и корешков. «Обаяние «бумажной» книги» – так назвали свою работу и петербуржцы Феликс Лурье и Юрий Шестаков. Небольшой томик, но выполненный с истинной любовью к предмету повествования. Думаю, сердце библиофила не раз и не два сожмётся и пропустит удар, когда он увидит на красочных разворотах интерьеры знаменитых библиотек. Конечно, в наше время негабаритных квартир трудно представить себе личные собрания мощностью в десятки тысяч томов. Те же, что выросли в позапрошлом столетии, погибли в страшных перипетиях века прошлого. В конце второго тысячелетия Россия уже переживала несколько этапов гибели книжных собраний: в 1905-м, когда горели помещичьи усадьбы; в 1918-м, когда государство реквизировало все библиотеки, превышающие пять сотен томов; в 1960-х, когда народ массово переселялся в крошечные жилища новостроек и вынужденно перемещал книги с личных полок на прилавки букинистов. (Кстати, многих ленинградских книговедов авторы вспоминают с уважением и симпатией.)

И тем не менее любовь к книге не исчезает. Несмотря на модные электронные «читалки», Феликс Лурье и Юрий Шестаков отправляют своих читателей-соратников в другом направлении: «Наступает время коллекционирования бумажной книги – огромный выбор и ничтожные тиражи». Кстати, сама работа издана тиражом 100 (!) экземпляров. Это никак не товар, это скорее послание, записка в бутылке, пущенная наудачу обитателями безымянного острова. Читайте книги, собирайте книги, выстраивайте домашнюю библиотеку, передавайте её по наследству, тем и спасёмся, – заклинают нас авторы.

Уже на нашей памяти изменился социальный климат, растопив многовековые ледники, и заговорило большинство, слывшее некогда молчаливым. Право, порой кажется, лучше бы оно продолжало безмолвствовать. А впрочем, всё это ещё полбеды, истинная беда в том, что вчерашние продавцы интеллектуальных товаров, от части книгоиздателей до ТВ, стали активно потворствовать именно этому большинству…

Помню, в одном советском фантастическом рассказе описывалась некая планета, весьма отдалённая от нашей шестой части земной суши. Вирус, занесённый космическими течениями, превратил большую часть гуманоидов в существа злобные и агрессивные. И лишь небольшие группки учёных, спрятавшись в катакомбах, искали противоядие от страшной болезни. Теперь эта притча всё чаще всплывает в памяти, когда слышишь о делах дня сегодняшнего.

Библиотеки – национальные, публичные, личные – и есть те убежища, где может отыскать пристанище человек разумный. Книга обстоятельна и существенна, поскольку становится частью нашего существа. Бумажная книга, а вовсе не eBook, который и можно определить лишь варваризмом «ридер».

 

Уверен, для людей мыслящих именно книга оказывается спутником и опорой на нелёгком пути бытия. Перелистывать страницы – значит искать. А Сеть вкупе с хитроумными гаджетами предлагает нам готовые ответы. Быстрые, точные и – ограниченные этими двумя качествами. Человек, привыкший с детства получать электронную подсказку, уже неспособен к разумной деятельности. Он не сумел наработать алгоритм поиска, привык пользоваться подсказками. Книга же – в том числе словари и энциклопедии – не предлагает готовых решений. Читатель сам должен выбрать из многих значений единственно нужное и обоснованное. Чтение – серьёзная интеллектуальная работа, но в этой трудности и кроется её притягательность.

Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+1
22 апреля
понедельник
+5
Слабый дождь