Союз – будет, холодной войны – нет
Сегодня в Минске состоится заседание Евразийского экономического совета с участием президентов Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева, на котором будут согласовываться условия договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этот договор, который должен заработать с 1 января 2015 года, – ключевой интеграционный документ. Будет ли он подписан уже сегодня?
Юрий Шевцов, белорусский политолог
Итак, «тройственный» Таможенный союз должен превратиться в Евразийский экономический союз. Договор об этом президенты России, Белоруссии и Казахстана должны подписать в ближайшие дни или недели. А быть может – и на сегодняшнем саммите.
Зачем это надо Белоруссии? Во-первых, чтобы сохранить «энергетические» плюсы, которые давал нам Таможенный союз. Во-вторых – и это самое главное, – при подписании Договора о создании ТС стороны согласовали график по постепенному переходу к реально единому союзу.
Именно это сегодня – главная задача для Белоруссии. Ведь в рамках Таможенного союза сохранялись некоторые болезненные для Минска «изъятия». Главное из них – то, что наша страна обязана возвращать в Россию экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведённые из российской нефти, в случае если они поставлены в пределы Таможенного союза. Из-за этого ежегодно Белоруссия отдавала от 3 до 4 миллиардов долларов. Для нас это – огромная сумма. И за то, чтобы эта сумма оставалась у Минска, Лукашенко сейчас сражается изо всех сил. Вплоть до того, что он угрожает вовсе не подписать договор о переходе к Евразийскому экономическому союзу.
У Казахстана тоже есть схожие проблемы. Главная из которых – равный доступ к российским транзитным газо- и нефтепроводам.
По слухам, между лидерами трёх государств ТС есть разногласия и по поводу украинского кризиса. Однако, на мой взгляд, Лукашенко тут всё-таки находится на российской стороне. Во-первых, все свои действия он согласовывает с Владимиром Путиным. (Насколько мне известно, они постоянно перезваниваются.) Во-вторых, Лукашенко принял на территории Белоруссии дополнительные российские войска и самолёты сразу, как только начал раскручиваться украинский кризис, а НАТО стало увеличивать количество своих войск на границах. В-третьих, Белоруссия в связи с украинскими событиями начала тотальную проверку своей армии ещё раньше, чем Россия. И с военной точки зрения Минск резко увеличил степень взаимодействия с Москвой на фоне украинского кризиса. Тем самым мы взяли на себя сдерживание действий НАТО с севера. Главное, что нужно Белоруссии в этой ситуации, – военный союз, который, кстати, уже подтверждён в Москве. К тому же пару недель назад у нас гостил вице-премьер Дмитрий Рогозин – он заявил, что теперь в Москве смотрят на Белоруссию как на перспективного партнёра в сфере ВПК. На нашу территорию, возможно, будут стремиться перенести значительную часть военных производств с Украины.
Но всё-таки я думаю, что в конечном счёте никакой холодной войны между Западом и Россией не будет. Да, сейчас мы переживаем острый период эскалации украинского кризиса. Да, кому-то может показаться, что свет переворачивается. Но на деле ничего катастрофичного не происходит. В качестве доказательства можно вспомнить отношения Минска и Брюсселя в последние двадцать лет. Чего только в этих отношениях не было – и скандалы, и экономические санкции, и всё что угодно! Но в итоге ЕС сегодня – второй по значению экономический партнёр Белоруссии. Так что, я думаю, в итоге отношения по линии Москва – Брюссель также наладятся.