Экономика

Стадион на Крестовском идет по пути «Уэмбли»

06 февраля
В конце 2006 года при заключении первого государственного контракта на строительство арены на Крестовском острове «строительный» вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров публично пообещал, что чемпионат России 2009 года «Зенит» начнет на новой арене класса «элит» вместимостью 62 тысячи зрителей. Но пока на стройплощадке не завершены даже работы нулевого цикла. Зато в декабре 2008 года у стадиона появился новый генподрядчик – ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». Москвичи обе-щают достроить арену к концу 2010 года – за 13,5 миллиарда рублей. Между тем 6,5 миллиарда уже закопаны в фундамент и сооружения причала для доставки грузов. Итак, стоимость стадиона составит 20 миллиардов рублей. И не факт, что эта сумма не увеличится.
20 миллиардов рублей, в которые обещает уложиться новый генподрядчик, – это почти на 4 миллиарда меньше, чем сумма, в которую в августе 2008-го оценила окончательную стоимость стадиона Главная государственная экспертиза. А 23,7 миллиарда рублей – это почти 1 миллиард долларов по августовскому курсу (с тех пор рубль заметно «похудел», и стоимость творения Кисё Курокавы по текущему курсу снизилась, но котировки валют – штука плавающая и непредсказуемая, а поэтому все же логичнее ориентироваться на сумму, озвученную Главгосэкспертизой).
По мировым меркам миллиард долларов на возведение стадиона – цифра огромная. Это больше, чем десять лет назад ушло на сооружение 80-тысячного стадиона «Стад де Франс», который был построен к чемпионату мира по футболу 1998 года.
Но не будем забывать об особенностях географического положения Петербурга. В болотистый грунт на западной оконечности Крестовского острова на 30-метровую глубину уже погружено свыше 12 тысяч свай. Для сравнения: «Стад де Франс» держится на 650 сваях. Одно дело, когда стадион строится на юге и на хорошем грунте, и совсем другое – на севере и на болоте.
Петербург – не первый город, где построят стадион с раздвижной крышей и выдвижным полем. Но, помимо уникальности ряда конкретных технических решений, объект в Петербурге уникален именно в комплексном плане. Где-то есть раздвижная крыша, где-то – выдвижное поле, где-то – сверхсовременное электронное табло и информационные системы. Где-то даже есть несколько суперсовременных вещей одновременно. Но нигде в мире вы не найдете стадиона с такими дорогостоящими достоинствами, расположенного на 60 градусах северной широты.
Словом, на зыбких грунтах продуваемой всеми ветрами западной оконечности Крестовского острова строится дорогой стадион. Только бы он не стал слишком, даже неподъемно дорогим для заказчика – администрации Петербурга.
Правда, в ходе финансового кризиса стоимость металла в России снизилась на 30 процентов. И, как уже было сказано, ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» обещает построить петербургский стадион дешевле обсчитанной и утвержденной суммы (именно из-за самой низкой цены компания и выиграла конкурс, проведенный Смольным). Однако практика показывает, что стартовая цена крупного государственного контракта, особенно в строительстве, может сильно отличаться от реальной. В сторону увеличения, разумеется.
Но в том, что новый строитель успеет возвести арену класса «элит» менее чем за два года, возникают сомнения не только из-за этого. Главная причина сомнений состоит в том, что «Трансстрой» на западной оконечности Крестовского острова приступит к незнакомому для себя делу. Ведь, например, его предшественнику только для того, чтобы связать всю логистику, потребовалось больше года.
Именно долгострой является основной причиной удорожания любого проекта. На сегодня самым дорогим спортивным сооружением мира является футбольный стадион «Уэмбли», который, как и его питерский собрат, был возведен с нуля на месте прежней арены. Этот стадион строился шесть с половиной лет (с 2000 по 2007 год) – вместо четырех по утвержденному мэрией Лондона плану. Из-за временного фактора стоимость работ возросла более чем в два раза – с 325 до 757 миллионов фунтов стерлингов. Процесс строительства стадиона «Уэмбли» сопровождался многочисленными задержками, судебными тяжбами и забастовками персонала, из-за которых генподрядчик вышел за пределы гигантской сметы и в итоге понес убытки в 150 миллионов долларов. Кстати, в 2006 году на стройплощадке в Лондоне произошло частичное обрушение крыши, а в 2008 году, уже после официальной сдачи стадиона, на нем появилась гигантская трещина на значительной части трибун и помещений от первого до четвертого яруса. Так что чехарда вокруг строительства стадиона – не российское ноу-хау. При этом «Уэмбли» расположен на нестабильном грунте с геологическим напряжением, ведущим к глубинным оползням. По мнению специалистов, именно коварные грунты привели к образованию трещин. Что же тогда говорить о Петербурге в целом и Крестовском острове в частности?..
Словом, питерский футбольный стадион будет очень дорогой «игрушкой». И если он станет долгостроем (а он уже становится), то вполне может догнать по затратам тот же «Уэмбли». Зато на футбольных стадионах такого класса УЕФА разрешает проводить финалы Лиги чемпионов, а ФИФА – финалы чемпионатов мира. Как раз на днях Россия стала претендентом на проведение чемпионата мира 2018 года…

Полную версию материала читайте в газете «Невское время» в пятницу (№ 20 (4288) от 6 февраля 2009 г.)
Сергей Тачаев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно