Планета

Страна, просоленная морским ветром

03 октября

Эстонцы, населяющие небольшие острова в Балтийском море, хотя и живут трудно, но уезжать с малой родины не торопятся

Нельзя говорить, что знаешь Эстонию, если не бывал на её островах. Эта земля так мала, что кажется – морской ветер долетает до самых дальних её сухопутных окраин.

Самый большой эстонский остров – Сааремаа. Административно – это отдельный уезд со столицей в единственном здешнем городе – Куресааре, который в советское время назывался Кингисеппом. Почему? Да потому, что эстонский коммунист родился совсем неподалёку!

Сейчас, правда, даже в родной деревне Виктора Кингисеппа – Каарме – ничего не напоминает об одиозном персонаже. А самое занятное в островной жизни – это безработные. И не то удивительно, что они есть, – Эстония вовсе не шикует. Странно то, что их меньше, чем на материке! Возможно, здесь играет роль основная черта островитян – они не могут, просто не умеют сидеть без работы. Эта черта осталась ещё от аборигенного населения островов – ведь обжили их трудолюбивые шведы, которых потом отсюда выгоняли неоднократно, причём в последний раз совсем не так давно, в 1944 году.

Вот так и живут: закрылись немногочисленные предприятия – вместо них создаются другие, пусть маленькие, но востребованные, например заводики по переработке овечьей шерсти. Не нужны огромные молокозаводы – ну и ладно, начали работать мелкие сыроварни и маслобойни. Впрочем, крупное предприятие здесь тоже есть – оно производит знаменитый сааремасский сыр, который знатоки считают лучшим в Эстонии. И вот ещё что интересно: коров на островах не меньше, чем людей.

К слову сказать, в стране молока производится на 40 процентов больше, чем потребляется, эстонцам столько просто не выпить. Вот они и вынуждены сыры катать. Что, впрочем, у них отлично получается…

Очень кстати пришлись на островах хайлэндерские коровы. Когда мы впервые увидели маленькое стадо на можжевельниковой пустоши, то сначала не могли понять, что это за чудо – как яки, только маленькие. Долго стояли, рассматривали, фотографировали, а мохнатые животные флегматично жевали свою жвачку – таких зевак, как мы, они каждый день видят не один десяток. Чуть позже местные жители рассказали нам, что это – знаменитые шотландские горные коровы. Причём фермер Кайдо Эйго, который ими занимается, получил финансирование от Европейского фонда регионального развития вовсе не на животноводство. Оказывается, хайлэндеры нужны островам… для прополки береговых зарослей! Островные пустоши страшно зарастают можжевельником, косить же его невозможно – кругом сплошные камни. А шотландские коровы съедают можжевеловую поросль с удовольствием. Молоко же – как приятный бонус, его немного, но оно очень своеобразно на вкус. Про мясо пока никто и не заикается, хотя, когда пришлось зарезать нескольких раненных волками животных, выяснилось, что оно оказалось деликатесное – «мраморное».

Островитяне выращивают зерно – свой хлеб тут всегда был в почёте. Раньше всё было уставлено ветряными мельницами, а теперь в Пярну построена новая зерносушилка для островных запасов. Кстати, делать запасы на островах – крайне полезная, передающаяся из поколения в поколение привычка. Мало ли что может случиться, а в здешних подвалах и амбарах хранится продовольствие на год да плюс километровые поленницы дров…

На островах ловят и перерабатывают рыбу, добывают известняк, а в центре заболоченных островов – даже торф. Но главный заработок здесь – в туристической сфере. Кто гостиницу держит, кто снабжает ресторан свежими продуктами, кто организует катание на лошадях или катерах, кто просто водит экскурсии.

Ещё лет двадцать назад все острова были закрытой зоной: здесь размещались воинские части и ни о каком туризме речи не шло, но теперь эстонские военные хотя и внимательно, но очень спокойно глядят со своих вышек, как везде шныряют отдыхающие. Пограничники хорошо знают границы своих полномочий и понимают: туристы – это не враги, а один из столпов островной экономики.

Ещё одна статья заработка островитян – дороги. Поскольку транспорта здесь не так много, лесовозов нет совсем и трактора движутся по обочине или по полю, то покрытие мало разбивается. Если же его всё-таки надо ремонтировать, то опять используются безработные, которых нанимают на время. Такая практика, кстати, была распространена в Европе во время кризиса после Первой мировой войны.

Зимой дороги чистят фермеры. Мы видели, как владельцы тракторов выстраивались у здания дорожной службы, чтобы получить инвентарь – насадки для уборки снега. Выгодно всем. Муниципалитету не нужно содержать штат механизаторов, для которых не всегда есть работа, не приходится обслуживать сезонную технику. У фермера есть участок, за который он отвечает, он получает за работу зарплату, топливо, инвентарь. И поскольку он на обслуживаемом участке сам и живёт, ему выгодно работать хорошо – считай, для себя дорогу чистит.

Конечно, ситуация на островах далека от идиллической. Электричество дорогое, почти все дома отапливаются дровами, а рубить лес на островах почти нельзя, так что дрова надо привозить с материка. И всё-таки держатся люди за эту землю. Отчего? Да потому, что это – их родина…

 

эхо трагедии

В каждом городе Эстонии помнят о погибшем пароме

В ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул паром «Эстония». Из 989 человек, находившихся на борту, спаслись только 137. И не спасся ни один из 11 детей младше 12 лет, бывших в числе пассажиров...

Расследованием, которое длилось до 2009 года, занимались 4 государственные комиссии, и все они сошлись в одном: причина крушения – в совокупности конструктивных и эксплуатационных недостатков, усугублённых тяжёлыми погодными условиями. Место гибели парома объявлено закрытой для подводных исследований зоной, контроль за которой осуществляет правительство Финляндии.

Многих жителей Эстонии результаты этого расследования не устроили, и до сих пор существуют версии про взрыв бомбы или про перевозку оружия и наркотиков. Раздаются и требования о необходимости подъёма затонувшего судна, а отказ от этого мероприятия некоторые пытаются объяснить желанием заинтересованных лиц сокрыть некие ужасные тайны. Однако опыт по поднятию лайнера «Коста Конкордия», где причиной аварии послужило элементарное разгильдяйство, показывает: расходы на подъём «Эстонии» станут просто астрономическими и явно превысят затраченные в Италии 600 миллионов долларов. Но даже в этом году при возложении цветов у столичного монумента «Прерванная линия» люди не удержались от злых реплик в адрес правительства, которое якобы скрывает истинные причины гибели парома и не хочет достать тела погибших...

В память о случившейся 19 лет назад трагедии поставлены памятники, которые можно встретить в разных местах Эстонии, так или иначе связанных с гибелью парома. Например, в удалённом от моря небольшом городке Выру местные жители каждый год 28 сентября зажигают у монумента погибшим свечи и возлагают венки. Потому что 11 уважаемых жителей города во главе с мэром направлялись на «Эстонии» с визитом в шведский город-побратим Ландскруна. Все они погибли…

Мыс Тахкуна острова Хийумаа – наиболее близкая к месту крушения парома точка эстонской земли. Там, возле старого маяка, по инициативе школьного учителя Антса Ребене в 1995 году был установлен памятник детям, погибшим в этой катастрофе. Монумент полон символизма: штанга, на которой подвешен колокол, сделана в форме креста, а наклонённые конструкции напоминают доступный волнам и ветру открытый остов судна, который не смог защитить доверивших ему свои жизни людей.

На большом колоколе изображены детские лица с закрытыми глазами – четыре лица на четыре стороны света. Когда на мысу поднимается штормовой ветер, колокол начинает раскачиваться и звонить, и захлёбывающемуся в волнах голосу корабельной рынды вторят печальные крики чаек…

Кстати, сам памятник тоже пережил удар стихии. В январе 2005 года сильный шторм повредил монумент, как будто море хотело стереть напоминание о своей вине перед людьми. К счастью, повреждения вовремя заметили с маяка, поэтому монумент удалось закрепить – сначала камнями, потом, уже весной, – бетоном.


тем временем...

В Нарве стартовал музейный фестиваль

В Нарвском замке восемью выставками открылся XVI Эстонский музейный фестиваль, жюри которого решило не присуждать премии за первые три места, а поровну распределить премиальный фонд между тремя выставками.

Премий удостоились: «Наши люди» (Эстонский исторический музей), «Коллекция Лаврецовых в собрании Нарвского музея» (ЦУ «Нарвский музей») и «Кубик Рубика» (Тартуский музей игрушек).

Корреспондентам «НВ» больше всего понравилась креативная выставка «Наши люди», представляющая собой сравнение страны, какой она была в 1930-е годы, с современной Эстонией. В качестве примеров взяты различные социальные группы: хуторяне, военные, предприниматели и даже гастарбайтеры.

Авторы основывались на данных переписей населения, проведённых в стране в 1934 и 2011 годах. Никакой политики – каждый сам может сравнить данные и сделать вывод, как изменилась Эстонская Республика. Хотя основные крупноформатные стенды сделаны на эстонском языке, рядом находится стол с материалами выставки на русском.

Что же касается постоянных экспозиций Нарвского музея в замке, то они тоже удостоились внимания посетителей, прибывших на фестиваль. Судя по записям в книге отзывов, многие из которых тоже сделаны по-русски, публике здесь нравится.

В Эстонии появятся новые дубовые рощи

В таллинском парке Кадриорг началась акция, которую потом подхватит вся Эстония. Здесь сажали дубки, но это не просто осенние парковые работы, обычные для любого города. Нынче в цене только дубы, и вот почему. К 100-летию Эстонской Республики, которое будут отмечать 25 февраля 2018 года, каждый уезд страны должен постараться завести хотя бы один парк с сотней дубов.

Акция, оформленная как праздник, была довольно прихотлива. Таллинцы и гости города собирали жёлуди и сажали их в Кадриорге. Сборщиков оказалось не менее тысячи, но и желудей в этом году – просто космическое количество, поэтому собрать всё, что нападало в городских скверах, люди не сумели, оставили белкам.

Как объясняли людям профессиональные садовники, глубоко заблуждаются те, кто просто тычет жёлудь в землю и ждёт дуба. Деревце начнёт расти только в том случае, если в лунку положена земля, взятая из-под зрелого дуба вместе с опавшими листьями. Поэтому жёлуди сажали только в специально подготовленный грунт, ведь до юбилея республики осталось всего пять лет, и загубить саженцы никак нельзя!

Старый Таллин против стриптиза

Педагоги и священнослужители эстонской столицы объединились в борьбе с засильем стриптиз-клубов. По словам члена общественной организации «В защиту семьи и традиции» Маркуса Ярви, на улице Виру эти заведения открыты едва ли не на каждом углу, и несовершеннолетним, живущим или обучающимся в центре города, приходится ежедневно ходить мимо них.

Хендрик Агур, директор гимназии Густава Адольфа, говорит: «Только в нашей школе учатся почти 1100 детей, и все они ходят мимо стриптиз-клубов». Его поддерживает директор Образовательной коллегии Старого города Керсти Нигесен, который жалуется, что «уже просто не в состоянии выбрать для учащихся маршрут, минующий эти злачные заведения. Поскольку в Старом Таллине улицы узкие, переход на противоположный тротуар ничего не даёт...»

Чтобы побороть это зло, организация «В защиту семьи и традиции» создала и выложила в интернете 10-минутное видео, в котором показала, с чем приходится сталкиваться несовершеннолетним.

К педагогам присоединились и священнослужители. Например, один из стриптиз-клубов находится рядом с Доминиканским монастырём Святой Екатерины. Инок этого монастыря, поляк Артур Модзелевски, говорит, что на его родине подобное не могло бы произойти.

1 октября активисты организации устроили протестную демонстрацию, где выступили жители Старого города, культурные деятели, педагоги и родители школьников. Администрация Таллина задумалась, но какие меры будут приняты, сказать трудно: стриптиз-клубы – это живые деньги, а бюджет города, увы, небогат...

Материалы подготовила Татьяна Хмельник. Фото Александра Потравнова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь