Сверхглубокое запустение
Самая глубокая в мире скважина, позволяющая проводить уникальные исследования, вопреки логике оказалась ненужной государству
Кольская сверхглубокая скважина – уникальный научный объект, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, – окончательно пришла в запустение. На территории вокруг нее вполне можно снимать очередную экранизацию романов братьев Стругацких о сталкерах или гибели урбанистической цивилизации. А еще сравнительно недавно здесь проводились уникальные исследования земной коры, позволившие пересмотреть историю развития нашей планеты. Но после приватизации Кольская сверхглубокая оказалась не- нужной чиновникам Росимущества, и предприятие практически обанкротили. Есть ли какая-то надежда для уникального научного объекта, выясняла собкор «НВ».
На днях состоялось очередное заседание суда о банкротстве Кольской сверхглубокой, ведь сейчас уникальное предприятие оказалось в огромных долгах. Особенно серьезной ситуация стала в 2008 году, когда скважину акционировали. Хотя сейчас 100 процентов акций принадлежит государству, вот только, судя по всему, ему этот объект абсолютно не нужен.
При приватизации в уставной капитал предприятия включили 40 миллионов рублей. Казалось бы, значительная сумма, но она складывается в основном из стоимости двух земельных участков, которые государство оценило в 36 миллионов. Причем кадастровая стоимость земли составляет около миллиона рублей за гектар. Соответственно, земельный налог, который предприятие должно ежегодно платить государству, – 540 тысяч рублей. Но взять их неоткуда, к тому же большая часть земли не используется. Она была нужна лишь тогда, когда шло масштабное бурение.
– Значительная себестоимость не позволяет сдать землю в аренду, да и покупать ее никто не хочет, – рассказал научный руководитель проекта Давид Губерман. – Мы не платим налоги, нас пытаются обанкротить. Сейчас предприятие задолжало государству около 5 миллионов рублей.
– Откуда нам взять такие деньги? – задается вопросом нынешний руководитель предприятия Евгений Климов. – На предприятии числятся четыре человека. Зарплату мы не получаем, оборудование для бурения сдали на металлом. А уникальные образцы, добытые с глубин, затерялись на каких-то складах в Ярославле.
Руководство предприятия и ученые, работавшие на проекте, уже не раз обращались к чиновникам Росимущества, но те только разводят руками. Мол, понимаем, что ваши исследования важны, но денег нет, и вообще мы созданы не для этого. А в Министерстве природных ресурсов и экологии признают – это наш профиль, но предприятие принадлежит Росимуществу, и финансировать его мы не имеем права.
Есть ли надежда для Кольской сверхглубокой? В августе этого года там побывал губернатор области Дмитрий Дмитриенко. Он предложил использовать скважину для модернизированной экономики. По мнению специалистов, это вполне осуществимо – нужно уменьшить прилегающий к ней земельный участок, чтобы снизить налоговые платежи. Установить камеры видеонаблюдения, легковозводимый модуль. Ученые Кольского научного центра РАН уже разработали схему возобновления эксплуатации скважины, которая позволяет проводить исследования на глубине до семи тысяч метров.
Еще один выход для предприятия – стать объектом туризма. В Германии, где есть похожая, но менее глубокая скважина, вокруг нее сложилась целая культура. Туда привозят автобусы с туристами, а образцы горной породы продают в качестве сувениров.
Как бы то ни было, не использовать столь значительный как в научном, так и в экономическом смысле объект глупо. Региональные власти, судя по всему, имеют такое же мнение. Глава области Дмитрий Дмитриенко обещал выяснить судьбу скважины на федеральном уровне.
история вопроса
Длина Кольской сверхглубокой скважины составляет 12 626 метров. Сами горняки ее полушутя-полусерьезно прозвали «дорогой в ад». Бурение скважины началось в 1970 году, а закончилось в 1992-м. Из-за разницы в плотности горных пород она больше напоминает разветвленную корневую систему дерева.
За более чем два десятка лет научной работы ученые сделали массу открытий, касающихся как устройства земной коры, так и истории Земли. В частности, выяснилось, что наша планета значительно старше, чем предполагалось. Также специалисты научного центра занимались исследованиями землетрясений и возможностями их предупреждений. После завершения проходки скважины ее собирались превратить в уникальную природную лабораторию для мониторинга процессов, протекающих в земной коре. Но после распада СССР всем стало не до науки.
– Когда затонула подводная лодка «Курск», нам звонили военные, чиновники, научные институты, – сообщил Давид Губерман. – Дело в том, что возможности скважины позволяют при наличии в ней звукозаписывающей аппаратуры улавливать шумы от всего, что происходит на поверхности. Но исследований тогда уже не проводилось. Чуть позже я предлагал воспользоваться возможностями Кольской сверхглубокой руководству Северного флота, но их эта идея не вдохновила.