«Свободы у нас и избыток, и недостаток»
«НВ» продолжает публиковать мнения в рамках полемики о свободе, начало которой положил доклад Дмитрия Медведева, посвященный 150-летию со дня отмены крепостного права в России
Александр Чуев, депутат Госдумы III и IV созывов:
–В настоящее время ситуация со свободой в нашей стране очень сильно искажена. В каких-то случаях ее почти нет, а в каких-то мы ее имеем с избытком. И то и другое плохо для государства и для живущих в нем людей.
Если говорить о морали и нравственности, то в этой сфере свободы у нас даже слишком много. А точнее, это и не свобода вовсе, а вседозволенность. Человек может не уважать окружающих, оскорблять их, может открыто говорить о каких угодно безнравственных вещах, и никто не имеет права остановить его и осудить его слова или действия, потому что у нас «свобода слова и совести». Такую, с позволения сказать, псевдосвободу, я считаю, необходимо серьезно ограничить. Пока она не разрушила наше общество.
Если же говорить о политических свободах, то здесь все наоборот. В итоге мы имеем коррупцию, а также взаимное недоверие власти и народа друг к другу. Если бы в государстве существовала политическая конкуренция, всего этого бы не было. А для того чтобы у нас была эта конкуренция, разные партии должны быть одинаково свободными.
Кроме того, власть сейчас не просто относится к народу с недоверием, а считает его темным, неспособным жить без тотального руководства. В этом смысле наше время похоже на эпоху отмены крепостного права. Но такое отношение совершенно неправильно, и его уже давно необходимо пересмотреть! Наш народ вовсе не глуп и во многом вполне способен быть самостоятельным, способен самоорганизоваться. И я уверен, что он будет прекрасно существовать без усиленного контроля, если начать больше ему доверять и дать ему больше свободы.
«Законы ограничивают не свободу, а волю»
Борис Стругацкий, писатель:
–Свобода – это не цель жизни человека, а непременное условие полноценности и осмысленности жизни. Самое высокое наслаждение, доступное человеку, – это творческий труд. А несвобода – это всегда ограничение свободы творчества. Причем творчества в самом широком употреблении этого понятия – будь то творчество писателя, изобретателя, слесаря золотые руки, бизнесмена, художника, фермера на своей земле, педагога, организатора производства, врача, организующего лечебный процесс в клинике, и так далее.
Но, к сожалению, эта свобода нужна далеко не всем. Тот, кто не желает иметь свободы выбора творческого пути, не хочет даже просто свободы выбирать область применения своих сил, тот, по-моему, достоин непочетного звания «идиот». Таких людей всегда было очень много, и наше время – не исключение. Я не сказал бы, что это вина их, скорее – беда, но, если говорить объективно, все вместе они висят на шее России тяжким грузом и тормозят сегодня переход к постиндустриальному обществу. Поэтому я и вкладываю в термин «идиот» столько никому не нужных эмоций.
Я знаю множество свободных людей. Следует отметить, что далеко не все из них ангелы, но это уже другой вопрос. По моим представлениям, процент «внутренне свободных» в любом обществе составляет не менее 15. И это немало, это вполне приличный процент. Что же касается законов и конституций, то они ограничивают не «свободу», они ограничивают волю, то есть свободу делать все, что захочется. Безусловно, границу между свободой и вседозволенностью провести иногда трудно, но любому разумному человеку ясно, например, что свобода слова не есть свобода матерного слова. Свобода митингов и демонстраций не есть свобода крушить витрины. Свобода печати не есть свобода призывать к убийствам и насилию. Человек – существо широкое, его порой недурно бы и ограничить, но это уже вопрос не принципа, а юридической техники.