Мнения и комментарии

Театр живет современностью

05 апреля

В марте в культурной жизни северной столицы произошло важное событие – была образована Гильдия драматургов Санкт-Петербурга. Впервые за многие годы мастера этого цеха объединились в профессиональную организацию, призванную решить множество наболевших проблем.

А проблем накопилось немало. В первую очередь это слабое присутствие в театральной афише Петербурга имен современных драматургов. Нельзя сказать, что современные пьесы не ставятся вовсе, но каждый может взглянуть на репертуар любого известного (как и не очень известного) театра и подсчитать количество тех авторов, которые не входят в сонм классиков, а творят здесь и сейчас. Уверяю: процент будет невелик. По определенным причинам в репертуаре преобладают бессмертные имена, которые нам более чем известны; дополняют список зарубежные авторы, многие из которых тоже давно ушли в мир иной.

Где авторы-современники? Они пребывают в маргинальном пространстве в тени Чехова, Гоголя, Шекспира etc. Кто-то безуспешно обивает пороги питерских театров, кто-то перенаправил усилия на провинцию и зарубежье, где их пьесы время от времени обретают какое-никакое сценическое воплощение. На сцены Петербурга, увы, эта драматургия пробивается редко, иногда даже складывается ощущение, что ее не существует.

Однако она существует, и все тут. Чтобы это доказать, инициативная группа, состоящая из известных драматургов – Валентина Красногорова, Андрея Зинчука и Александра Образцова, – и взялась за организацию профессионального объединения. Уже состоялись два собрания гильдии, где были намечены методы и способы ее работы, а также был предложен проект «Возрождение петербургской драматургии».

 Перечислить все пункты этого обширного документа нет возможности, но подчеркнуть самые важные положения имеет смысл. Планируется ввести в практику публичные читки актерами пьес питерских драматургов, открыть при театрах драматургические мастерские и мастер-классы, учредить ежегодные городские премии режиссерам и актерам за создание и исполнение спектаклей по пьесам современных петербургских авторов и за то же самое – награждать режиссеров и актеров специальными премиями на конкурсе «Золотой софит». В планах также регулярное издание сборников пьес, создание ряда целевых программ по продвижению современной драматургии, а также введение в практику учебного процесса в театральных вузах изучения творчества современных драматургов. 

Если вспомнить уже цитированного поэта, то планов громадье. Дело за малым – получить достойное финансирование на реализацию хотя бы части пунктов этого весьма амбициозного проекта. Надеяться тут можно не столько на частных меценатов (не сложился еще сей институт, увы), сколько на государство. В этой связи радует, что городские власти оказывают поддержку проекту. Инициативная группа побывала на приеме у вице-губернатора Василия Кичеджи, который обещал всячески содействовать возрождению петербургской драматургии.

К сожалению, усилиями одних лишь драматургов проект не реализовать. Любая постановка – это затраты, и финансовое поощрение постановок современных петербургских авторов по силам лишь структурам власти. Опять же, только властные органы могут передать одно из небольших театральных или концертных помещений «авторскому театру» Гильдии драматургов (как это сделано в Москве). И фестиваль спектаклей по пьесам петербургских авторов без помощи города невозможно организовать, так что драматурги надеются, что поддержка будет оказана не только на словах, но и на деле.

 При этом никакой конфронтации с театральным миром не происходит; театрам такое сотрудничество тоже по-своему выгодно. Нельзя бесконечно эксплуатировать классический репертуар, театр жив, когда на сцене дышит современность. А в таком случае без современных драматургов, конечно же, не обойтись. 

Лидия Березнякова, обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь