Взгляд

Технологии – хорошо, а человек – лучше

16 ноября

Современная техника позволяет применять оригинальные социальные технологии. Но не фетишизируем ли мы новые технологии, пытаясь применять их чуть не всюду, даже там, где они могут только навредить?

Мисс Милдред Болц возвращается на Землю с Марса и собирается учить ребятишек родному языку и литературе. Языку, разумеется, английскому. Её преподавательский стаж – более четверти века, и она не видит никаких тайн в методиках среднего образования. Но школу, в которой ей придётся вести уроки, мисс Болц не видела даже в самых страшных космических снах…

Так начинается рассказ Ллойда Биггла-младшего «Какая прелестная школа!..». Я вспомнил о нём, когда наткнулся в Сети на дискуссии о возможностях новых методик в образовании. MOOC – massive open online course (массовые открытые онлайн-курсы) – называются новые виды программ. Предполагается, что они сумеют заменить старую, традиционную систему университетов, которая, по мнению адептов MOOC, уже изжила себя. «Интернет на самом высоком уровне связывает ресурсы обучения, студентов, преподавателей, обеспечивая их обоюдный контакт, – заключают они. – Наши предшественники могли предположить такое только в самых смелых фантазиях».

Да нет же, господа хорошие, предполагали и достаточно подробно описывали. Мисс Болц, например, попадает в школу, которая вовсе даже не школа, а студия, из которой учителя-предметники пытаются донести знания до десятков тысяч учеников, разбросанных по северо-востоку США. Единственное, чего не мог предположить автор почти полвека назад, так это развития компьютерной промышленности и существования интернета. Уроки его героини транслируют по телесети. Но все проблемы дистанционного образования схвачены писателем-фантастом достаточно точно.

Учитель только рассказывает, но никак не может проверить, как же его поняли ученики. Уровень остаточных знаний – так называют эту проблему профессионалы. Ученики в нормальных условиях должны готовиться к урокам, в ситуации удалённого доступа у них нет никакого стимула перечитывать учебники. Да в «прелестной школе» учебников, кстати, и не существует. Нет заданий и нет экзаменов. Есть только показатель участия виртуальных слушателей. Что-то вроде современного рейтинга. Если смотрят уроки, всё в порядке. Если не смотрят, учителя увольняют. «Одарённые ребятишки будут учиться, как ни скверно обучение, а это всё, что нужно нашей цивилизации: горстка одарённых людей, которые создадут уйму одарённых машин…» – грустно замечает учитель физики, служащий в той самой «прелестной школе».

Конечно, программы сетевого образования MOOC пока рассчитаны не на школьников, а на студентов. Людей как будто более опытных, лучше мотивированных. Но именно только «как будто». Студент сегодня мало чем отличается от того же школьника. Постпубертатный период нынче расширился едва ли не до тридцати лет. С чего же мы вдруг решили, что такой несмышлёныш способен в одиночку, без стороннего понуждения слушать сложные лекции и решать непростые задачи? Причём современные стандарты высшего образования предполагают, что студентов должны загружать не одной информацией. У них необходимо воспитывать и профессиональные навыки. Но как можно этого добиться при сугубо заочном знакомстве?

Другая проблема, которую отметил ещё тот же Биггл-младший, – потеря общественных навыков. Наши дети и так большую часть времени проводят в виртуальном мире. Если же отменить совместную работу на лекциях и семинарах, они потеряют способность общаться вовсе. Миллиарды одиноких людей, бредущих по жизни с опущенной головой, боящихся встретиться взглядом с себе подобными, – вот самая несмелая фантазия, которая сразу приходит в голову.

Сторонники онлайн-образования обставляют его достаточно вескими доводами. Во-первых, снижается стоимость обучения. Во-вторых, студенты получают возможность слушать хороших профессоров, а значит, повысится качество получаемых знаний. В-третьих, есть немалая категория людей, которые в силу каких-то причин просто не могут обучаться в стационаре.

Что можно возразить? Мы все знаем: то, что дёшево, – далеко не всегда хорошо. Ещё герой пушкинской сказки советовал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною». Кроме того, мало кто из преподавателей умеет говорить «на камеру». Профессионалы знают, что «пробить» телеэкран, а тем более компьютерный монитор, вовсе не так-то просто. Студент в аудитории чувствует эмоциональную связь с лектором. Тот же, кто просто смотрит в экран, видит непонятного человека, вещающего бог знает о чём.

Самое существенное в MOOC – возможность расширения человека. Безусловно, отдалённый доступ к ресурсам знаний окажется неоценимым благом для людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и социальными. Но и тогда онлайн-образование способно быть лишь существенным дополнением к традиционным структурам. Так же было и в рассказе Биггла-младшего: мисс Болц привлекла на свою сторону учеников, когда организовала в студии самый обычный класс. И телевизор показывал уже не учителя, а уроки!

Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+8
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+7
Умеренный дождь
31 мартa
воскресенье
+7
Облачно