Твори добро и не жди конфетку
Большинство из нас хотя бы изредка жалуется на человеческую неблагодарность. Кто-то еще в детстве попытался помочь родителям в уборке квартиры, но в ответ вместо похвалы получил подробный перечень того, что он сделал неправильно и что забыл сделать. Кто-то в студенческие времена давал сокурсникам-прогульщикам переписывать пропущенные ими лекции, но когда такая же помощь понадобилась ему самому, получил отказ. Кто-то сутками сидел на работе во время авралов, но так и не дождался от начальства премии или отгула. А уж услышать «спасибо!» за помощь в разных мелочах сейчас и вовсе почти нереально – лишь немногие вспоминают о том, что в таких случаях принято благодарить.
Одни, убедившись, что ждать благодарности за свои добрые дела не стоит, прекращают бескорыстно помогать людям и призывают вести себя так же всех остальных. Другие продолжают отзываться на просьбы о помощи, не надеясь получить что-то хорошее в ответ, но при этом грустят о несправедливости мира. Но в любом случае ни у кого нет сомнений в том, что мир устроен именно неправильно, раз уж добрые дела в нем почти никогда не вознаграждаются…
Но так ли уж несправедлива наша жизнь по отношению к желающим делать добро? В психологии известен эксперимент, поставленный над тремя большими группами детей, которых привели в три разные комнаты, где было много листов бумаги, цветных карандашей, мелков и красок. Там детям предложили порисовать – сколько угодно и все, что они захотят изобразить. При этом первой группе сказали, что, когда рисунки будут готовы, все маленькие художники получат в награду конфеты, а двум другим группам не обещали ничего. Все дети с удовольствием принялись рисовать, а затем, когда рисунки были готовы, организаторы эксперимента наградили конфетами и первую группу, которой они были обещаны, и вторую, для которой сладости стали неожиданным приятным сюрпризом. Третьей же группе никаких вкусностей не дали.
На другой день детей привели в те же три комнаты, где снова было все необходимое для рисования. Но про конфеты никому из участников эксперимента на этот раз ничего не сказали. В результате первая группа детей рисовать не стала: стараться без вознаграждения малышам не хотелось. Вторая группа принялась за рисунки с еще большим энтузиазмом, чем накануне: дети надеялись, что потом их снова угостят. А третья группа рисовала так же, как и накануне, – с удовольствием, с интересом, не думая ни о чем, кроме самих рисунков. В итоге конфет за рисунки не получил никто.
Третий день начинался так же, как и второй. Детям снова предлагали рисовать и снова не обещали никаких призов. Две первые группы сидели среди изобилия красок, карандашей, мелков и фломастеров и ничего не делали, разочарованные и обиженные на не пожелавших дать им сладкого взрослых. А третья группа, ни разу не попробовавшая конфет во время эксперимента, продолжала творить.
Вывод психологов из этого эксперимента гласит, что на детей не всегда положительно действует по-ощрение за сделанную работу. Но его результат вполне можно обобщить и для взрослых людей, которые когда-то тоже были маленькими детьми. Взрослые тоже легко привыкают получать вознаграждение за хорошие дела и могут перестать их делать, если награды вдруг прекратятся. Зато, если они изначально не ждали никаких поощрений и благодарностей, они будут творить добро всегда. Независимо от того, услышат в ответ слово «спасибо!» или нет.
Впрочем, нельзя сказать, что при этом их добрые дела останутся вообще без награды. Ведь дети из третьей группы в эксперименте вовсе не чувствовали себя несчастными и обделенными. Они получили за свои рисунки самый лучший приз, которого были лишены две другие группы, – радость от самого процесса творчества.
Татьяна Алексеева, заместитель редактора отдела социальных проблем «НВ»