Планета

У эмигрантов – грустная судьба?

23 мартa

Только не у тех, кто в качестве своей второй родины выбрал Германию

«У эмигрантов – грустная  судьба!» – спел когда-то Игорь Тальков. Однако утверждение барда вряд ли справедливо, если речь идёт о людях, перебравшихся в Германию. Согласно данным европейского агентства Migration Policy Group, именно здесь проживают самые счастливые иммигранты. Причём такое утверждение специалистов агентства, расквартированного в столице ЕС, далеко от комплиментарности в адрес локомотива Единой Европы. Давайте рассмотрим несколько аспектов немецкой технологии, позволяющей превращать пришлых чужаков в самых счастливых иммигрантов Европы. 


«Гармонию я алгеброй поверил»

Чтобы осуществить план превращения «понаехавших» в достойных жителей страны, нужно не столь уж много. Составить исчерпывающий портрет иммигранта. Досконально исследовать типичные нарекания к нему со стороны коренного жителя страны. Разработать план мероприятий, которые позволят сблизить позицию первого и второго – во благо экономического процветания и социального мира в государстве. И чётко этот план осуществлять.

Расхожее анекдотичное представление о немце, в глубине души презирающем «этих руссиш швайне» и чурающемся «пришельцев в тюбетейках», родом из первых лет XXI века. Тогда действительно во многих городах Германии можно было почувствовать себя как дома – в России, то есть среди всё более многочисленных и всё менее любезных чужаков.

Обособление иностранцев по «национальным квартирам», грозящее воцарением на немецкой земле «гетто» по французскому образцу. Отвратительное знание языка новой родины. Этническая преступность. Попытки иммигрантов жить за себя и за того парня – немца, законопослушного местного налогоплательщика.

Неудивительно, что все эти явления, мягко говоря, не настраивали аборигенов на благожелательный лад по отношению к приезжим. Однако правительство Германии держало руку на пульсе данной ситуации. И вот уже сегодня исполнилось десять лет с того момента, как здесь стал проводиться всеобъемлющий мониторинг иммиграции, а также отношения к ней граждан ФРГ. Сначала учёные получили от уполномоченных правительства по вопросам интеграции и от ведомств по делам иностранцев заказ на создание портрета среднестатистического иммигранта. Затем с подлинно тевтонской тщательностью были изучены претензии коренных жителей страны к новичкам. Результаты второго изучения вряд ли бы изумили россиян.

Задумайтесь, читатели, что раздражает вас, допустим, в гастарбайтерах? Примерно таким же оказалось и недовольство немцев: «плохое знание языка», «пренебрежение к коренной культуре», «нахлебничество», «ухудшение криминального фона» и так далее.


Политика кнута и пряника

С 1 января 2005 года, с учётом данных проведённого мониторинга, в Германии вступил в силу закон об иммиграции. Федеральное ведомство по делам мигрантов и беженцев ввело для всех приезжих обязательные и бесплатные интеграционные курсы с изучением языка Гёте и повседневной жизни страны. Бесплатные, но с тяжёлыми последствиями для «уклонистов» по принципу: «Вольному – воля, а достойная жизнь – другим».

Желаешь продолжать общаться с местными на уровне «твоя моя не понимай»? Изволь, но тогда вряд ли обретёшь работу даже, образно говоря, водителем маршрутки и, оказавшись без оной, будешь получать пособие по безработице в урезанном размере – пока наконец не соизволишь выучить немецкий язык.

Пренебрежительно относишься к местным традициям? Не знаешь ответов на сотни вопросов о государственном устройстве, выдающихся людях, политике страны? Тогда не станешь гражданином и, не став, вряд ли сможешь «выписать» с родины многочисленную родню.

Считаешь забавным приставать на улицах к немецким фрау и нарушать покой здешнего обывателя? Садись в тюрьму. Но поскольку она, комфортная по меркам даже советского дома отдыха, вряд ли испугает «абрека», его, вздумавшего устанавливать тут «законы гор», просто вышлют по отбытии части срока из Германии. Вышлют без возможности даже туристом повторно въехать в страну.

Чуть упрощая, можно сказать: правительство использовало по отношению к чужеземцам метод кнута и пряника, не слишком тратясь на социальную рекламу, согласно которой «здесь у нас все свои». Гармонию интеграции поверили алгеброй финансов. Иностранцам стало невыгодно быть плохими парнями. Взялись за ум. Постепенно изменилось к ним и отношение со стороны коренного населения страны. Такой пример: если в конце прошлого – начале нынешнего века 8 из 10 бюргеров были резко отрицательно настроены по отношению к загостившимся чужакам, то ныне, по данным учёных из Билефельдского университета, критично относятся к приехавшим только 47% жителей страны. Отмечу: именно критично, а не как в былые годы отрицательно.

В правительстве заинтересовались, что же именно продолжает не устраивать немцев в пришлых. И вот она, демократия в действии: когда оказалось, что граждане ФРГ высказывают претензии в основном именно к гастарбайтерам с низкой квалификацией, немецкое правительство подкорректировало местные законы (подзаконные акты, служебные инструкции) в интересах коренного населения. Так, с 1 августа 2012 года новый закон упростил въезд в страну, жизнь и работу в ней высококвалифицированным специалистам и предприимчивым людям – вне зависимости от страны происхождения мигрантов. Одновременно были поставлены преграды на пути проникновения в ФРГ сомнительных разнораб очих, подозрительных рыночных торговцев и т. д.

Кратко резюмирую: в Германии сейчас встречают не по одёжке, а по уму и твоим возможностям принести реальную пользу стране. Что ж, не прошло ещё и года, а межнациональная ситуация изрядно разрядилась. Вот объективный момент: 60% немцев ныне приветствуют высококвалифицированную иммиграцию в ФРГ. А вот и субъективный: если в конце 1990-х – начале 2000-х гг. ещё можно было словить на себе косой взгляд, обрядившись в футболку с надписью «Россия» («наверное, парень из русской мафии») или разгуливая по Берлину в шальварах да чалме («а вдруг террорист?»), то ныне немцы благодушно относятся к таким забавным проявлениям национальной самоидентификации. Есть понимание того, что «ряженый» живёт здесь на законных основаниях. Трудится. Не нарушает законов. Считай, «свой».


Приезжайте к нам жить

Германия готова принимать российских высококвалифицированных специалистов и просто предприимчивых людей. Но то, что хорошо для отдельных россиян, не обязательно на пользу всей стране.

С одной стороны, сейчас можно только порадоваться за высококвалифицированных соотечественников, не находящих применения своим талантам на родине, а посему стремящихся не эмигрировать из России абы куда, а иммигрировать именно в ФРГ. Любой заинтересованный найдёт соответствующую информацию о так называемых «голубых картах», облегчающих приём на работу в Германию специалистов из стран, не входящих в ЕС. Несложно найти информацию и об упрощении получения бизнес-виз в ФРГ («экономическая иммиграция»).

Отмечу кратко два момента. Во-первых, разбюрократизацию процесса получения как «голубых карт», так и бизнес-виз и существенное снижение требований к претендентам из России. К примеру, странно до сих пор видеть в отечественной прессе уверения, будто для того, чтобы основать своё дело в Германии, требуется инвестировать в страну не менее 250 тысяч евро и создать здесь не менее пяти рабочих мест. Сейчас это положение отменено. Если упрощённо, то теперь переехать в ФРГ может, к примеру, и специалист в области компьютерных технологий, не имеющий капиталов, работающий дистанционно, но создающий полезный стране интеллектуальный продукт.

Во-вторых, такой немецкий опыт интересен для России не только сам по себе, но и в плане нюансов. Опять же, упрощая режим иммиграции в страну, немецкое государство действует прежде всего в интересах коренного народонаселения. В частности, посольские и консульские службы ФРГ в стране исхода потенциального иммигранта скрупулёзно проверяют его личностные свойства: отсутствие судимостей, мошенничеств, злонамеренных банкротств и так далее. Наверное, если такой опыт немецких коллег возьмут на вооружение наши дипломаты в странах, наиболее часто поставляющих России иммигрантов, то проникновению в нашу страну как раз той публики, которая и раздражает среднестатистического россиянина, будет поставлен надёжный заслон.

С другой стороны, если последовательное «наступление» Германии на полях миграции объективно выгодно многим россиянам, то вряд ли это относится и ко всему нашему государству в целом. В особенности к Северо-Западному региону России. Почему? Ответ прост. Известно, что Петербург как был, так и остаётся кузницей научных кадров. Известно также, что из Петербурга до Германии лёту чуть больше двух часов. Пригород ни дать ни взять. Так вот, наверное, рачительным правителям вряд ли захочется, чтобы город (регион, страна) превратился из кузницы в донора. Пусть даже для своего стратегического партнёра.

И больше того: если россиянам уже в ближайшее время не пересмотреть отношение к мигрантам – их уровню образования, полезности для страны, законопослушности – по немецким лекалам, то нам уже в среднесрочной перспективе грозит «геттизация» страны.


вкратце

• Спор о том, является ли ФРГ иммиграционной страной, можно считать решённым. 7,1 миллиона жителей страны не имеют немецкого гражданства. 8,6 миллиона граждан Германии либо родились в других странах, либо у их предков эмигрантские корни. Таким образом, около 19 процентов населения страны не могут причислить себя к аборигенам.

• Германия проводит активную политику привлечения в страну новых высококвалифицированных кадров, в том числе из России. «Добейся успеха в Германии!» – так называется WEB-ресурс, дающий исчерпывающую информацию о том, как можно приехать в ФРГ на работу и остаться здесь жить.

• В Германии заботятся о наименее защищённых слоях населения, в том числе о пожилых иммигрантах, пусть и не имеющих особых перспектив на рынке труда. Пример: пожилой уроженке Украины, не способной в силу возраста разобраться в особенностях местной бюрократии (инстанции, составление договоров и т. д.), немецкое компетентное ведомство выделило персонального куратора, улаживающего для подопечной все её бумажные дела, согласующего визиты женщины к врачам и т. д.

• Во многих крупных немецких фирмах существует должность менеджера по интеграции. В задачу такого специалиста входит помощь работающим иммигрантам – вне зависимости от масштабов занимаемой ими должности: от полотёра до помощника директору по связям со странами Восточной Европы. «Менеджеры-интеграторы» сплачивают коллектив, помогают иностранцам в осваивании профессиональной лексики, предоставляют им знакомства, полезные как в деловой среде, так и в быту.

• Недавняя отмена Германией виз для обладателей российских служебных паспортов – подтверждение тому, что здесь хотели бы видеть не только богатых, но и деловых гостей из России. 


кстати

Да будь я хоть негром преклонных годов!..

В Германии уделяется особое внимание овладению мигрантами устной и письменной немецкой речью. Лингвистические курсы продолжительностью от трёх до шести месяцев бесплатны и ориентированы на различные группы приезжих. В частности, есть программы для тех, кто осваивает язык медленно, для женщин, для «продвинутых». Освоение немецкого языка иммигрантом подтверждается соответствующим дипломом. Политика кнута и пряника: не получив такого диплома, трудно найти более или менее достойную работу; с другой стороны, наличие оного сокращает на целый год период жизни в стране, необходимый для получения гражданства ФРГ.

Продавцы арбузов, таксисты, чернорабочие, получившие диплом о высшем образовании или даже учёные степени в стране исхода? Такое возможно и в Германии. Для того чтобы те, кого здесь «еле взяли, между прочим, на завод чернорабочим», вернули себе самоуважение, чувствовали себя равными среди равных и приносили пользу новой родине интеллектуальным трудом, в стране действует ряд программ. С 2012 года облегчено подтверждение иностранных дипломов и званий. Для тех, кто хотел бы вернуться в профессию, но не может по какой-либо причине подтвердить диплом о высшем образовании, полученном в стране исхода, действует программа ускоренного получения высшего немецкого образования (максимальная продолжительность – два года). Такая программа для иностранцев бесплатна. В процессе получения немецкого высшего образования им выплачивается стипендия в размере от 600 до 800 евро.


Фиктивных жён просят на выход

Упрощая возможность жить в стране заграничным специалистам, предприимчивым людям, способным принести пользу экономике, обладателям дефицитных для страны профессий, Германия одновременно ужесточает режим въезда для тех, кого здесь именуют «паровозами», ввозящими всеми правдами и неправдами «вагоны» многочисленных соплеменников. Кроме того, ставятся финансовые заслоны на пути иностранок, совершающих фиктивные браки с гражданами ФРГ. Об этом стоит знать некоторым соотечественницам, желающим «выйти замуж за Германию». Так, если до недавнего времени немецкий муж после расторжения брака с женой-иностранкой должен был фактически пожизненно обеспечивать ей материальный уровень жизни не ниже, чем он был в браке, то недавно Верховный федеральный суд вынес решение, в соответствии с которым гражданин Германии должен обеспечивать «бывшей» только материальный прожиточный минимум, признанный таковым в её родной стране. Учитывая, что в России оный составляет не многим более 6000 рублей (около 150 евро), можно сделать вывод: фиктивный «брак с Германией» отныне перестал быть выгодным для «профессиональных невест».

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.12
0.189 (-0.21%)
Курс Евро
98.31
0.167 (-0.17%)
Погода
Сегодня,
08 май
среда
0
09 май
четверг
+7
Облачно
10 май
пятница
+6
Облачно