Северо-Запад

У Коми нет другой дороги

12 декабря

Глава республики Вячеслав Гайзер объяснил, почему основной упор в пятилетнем плане региона делается на строительство автотрасс

В Республике Коми снова ожила идея пятилеток – именно по пятилетнему плану здесь живут, работают и строят будущее. Но эта программа очень отличается от канувших в Лету – она максимально приближена к действительности, в её реализацию будут вложены все силы. Ведь теперь на Коми смотрят с надеждой – здешние запасы природных ресурсов и географическое расположение делают эту землю одним из самых перспективных регионов страны. Как осуществляется этот план, рассказал глава Коми Вячеслав Гайзер – к слову, местный уроженец, отлично знающий здешние условия и возможности.

По словам республиканского лидера, принятый в Коми пятилетний план развития очень реалистичный, тем более что он создавался вместе с населением:

– У нас более 230 тысяч человек внесли свои предложения в этот план, когда мы его вынесли на обсуждение. Так что это абсолютно народный продукт, очень чётко и грамотно структурированный по срокам, задачам и территориям. Специальные народные комиссии наблюдают за выполнением этих задач, а чтобы власть сильно не засиживалась, у меня все министры и их замы имеют годовой контракт, возобновить который они могут только в том случае, если работали хорошо.

И задача номер один в этой программе, без которой невозможно выполнение других задач, – это строительство дорог в республике. Если посмотреть на карту Коми, то преобладающий цвет там – сплошной зелёный, на севере – белый. Тайгу и тундру прорезают многочисленные реки, между ними раскинулись огромные болота. Дороги в Коми есть только в обжитых районах, а если между обжитыми районами дикая земля, то там летом спасает воздушный транспорт, зимой – накатанный зимник. Территория намного больше, к примеру, Франции, а народу тут и миллиона не наберётся.

Без дорог невозможно развивать добычу сырья, его вывоз и переработку. Сейчас в Коми весь лес, который валят, перерабатывают на территории республики. Но к большинству участков, которые можно было бы использовать, физически не подъехать. Была бы дорога – можно было бы построить перерабатывающий завод, посёлки для рабочих. Была бы дорога – легче было бы подобраться к титановым месторождениям. Если раньше титан Россия закупала на Украине, то теперь самое время подумать о собственных запасах.

В прошлом году построили всего 90 километров новых дорог, но надо учесть, по каким страшным дебрям их пробивали. И вот тут республика решила использовать передовой опыт столичных дорожников. Здесь впервые в Коми будет осуществлено строительство дороги концессионным методом – это когда часть денег даёт государство, а часть – бизнес. В дореволюционной России этот метод использовался нередко, так строился наш Западный скоростной диаметр и строится участок новой трассы Санкт-Петербург – Москва. Так будет построена самая нужная сейчас Коми автомобильная дорога – трасса в Ненецкий автономный округ. Она пройдёт от Сыктывкара через Ухту, Печору и Усинск в Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард. Ведь до сих пор те автомобили, которые гордо ездят по улицам Воркуты и Нарьян-Мара, попадали туда отнюдь не по шоссе. Сейчас нормальная дорога кончается в Ухте, и оттуда надо пробивать 170 километров до границы с НАО, где эстафету должны подхватить ненецкие дорожники. Из этих 170 километров 80 решено разбить на два участка по 40 километров, уже в январе по ним пройдёт конкурс. По словам Вячеслава Гайзера, если рассчитывать только на бюджетные деньги, эта трасса была запланирована на 2024 год.

Кроме автомобильных дорог необходимо заниматься железными, водными и воздушными. К сожалению, знаменитый проект «Белкомур» (железная дорога, которая должна соединить Урал и Белое море) буксует уже который год по разным причинам. Вячеслав Гайзер сообщил, что как только стороны, участвующие в этом проекте, окончательно договорятся о намерениях, начнётся проектирование. Эта трасса очень нужна стране, но пока что всё время находились дела поважнее, и потратить 180 миллиардов рублей на неё никто не хотел. Как считает глава Коми, больше тянуть нельзя, потому что отсутствие этой дороги тормозит развитие нескольких важных регионов, но, к сожалению, не Вячеслав Гайзер главный в этом проекте.

Зато, как похвалился глава Коми, удалось полностью сохранить всё ранее существовавшее железнодорожное сообщение, в том числе пригородное, ни одну линию не забросили и не разобрали. То же – с перевозками по воде, учитывая, что до некоторых населённых пунктов только так и можно добраться: закуплены новые суда и паромы, и они успешно курсируют. И гордость правительства Коми – авиаперевозки: удалось реанимировать все внутренние рейсы! Для этого пришлось восстановить все аэродромы в райцентрах, закупить новые чешские самолёты. Более того, поскольку обнаружилась востребованность в перелётах и за пределы республики, местное авиапредприятие готово выполнять и их, для чего приобретены бразильские машины.

 

между тем…

Воркута станет опорой для Арктики

Утихли давние разговоры о том, что Воркуту вообще расселят и бросят. Теперь город заполярных шахтёров официально включён в Арктическую зону России и будет развиваться, по словам Вячеслава Гайзера, как опорная точка для освоения Арктики. Здесь есть железная дорога, аэропорт и военные аэродромы, сюда зайдёт автомобильная дорога Сыктывкар – Нарьян-Мар, а главное – здесь живут и работают люди. Период массового закрытия шахт прошёл, сейчас стали открывать новые, но реанимировать кольцо обветшавших посёлков вокруг города не станут. Изношенные посёлки разбирают, чтобы их руины не портили окружающий вид и не служили прибежищем маргиналов.

Заброшенный шахтёрский посёлок облюбовали лётчики

Самый отдалённый из воркутинских шахтёрских посёлков – Хальмер-Ю. Посёлок был расселён уже давно, в 1996 году, когда закрыли здешнюю шахту. Всех жителей переселили в Воркуту, многие сделали это не добровольно, но жить в мёртвом посёлке, отключённом от всех систем жизнеобеспечения, было невозможно. Брошенными остались многоквартирные здания, Дом культуры, прочие постройки. Уже 8 лет территория принадлежит Министерству обороны РФ, которое стало использовать строения посёлка как учебные цели для лётчиков.

Соколовка остаётся без авиасоколов

В 20 километрах от столицы Коми Сыктывкара находится недостроенный аэропорт Соколовка, заброшенный более 20 лет назад. В конце 1990-х годов огромный современный комплекс был готов на 80 процентов, но дальше все работы прекратились. До сих пор в Сыктывкаре работает старый аэропорт. Во-первых, взлетать и садиться чуть ли не в центре города небезопасно, во-вторых, аэропорт давно нуждается в реконструкции, в-третьих, он занимает столько места, что ещё пол-Сыктывкара там можно построить. Вот бы Соколовку достроить! Но это федеральный объект, и республиканская власть не может к нему подступиться, а передать аэропорт в собственность республике федералы не хотят уже много лет. А ведь у него полоса, пригодная даже для огромных магистральных самолётов, и он задумывался в своё время как резервный аэропорт для трансконтинентальных рейсов. Пока что по слабо охраняемой территории недостроя бродят туристы-сталкеры да одичавшие собаки.

 

Татьяна Хмельник
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно