Планета

«У нас с Россией общая бизнес-дорога»

15 января

Во время новогодних каникул наши корреспонденты в странах Балтии, побывав в Латвии, Литве и Эстонии, отслеживали самые важные события и встречались с интересными людьми, чтобы после праздников рассказать читателям о том, как и чем жило население «нашей заграницы» (кстати, откровенно завидующее россиянам, имеющим долгий дополнительный отпуск в январе).

 

латвия

«У нас с Россией общая бизнес-дорога»

С января Латвия на полгода стала председателем Совета Евросоюза. О том, как повлияет это на отношения с Россией, о конкурсе «Новая волна» в Юрмале и о самых серьёзных проблемах русскоязычного населения рассказал «НВ» депутат латвийского сейма, член фракции «Центр согласия» Иван КЛЕМЕНТЬЕВ.

– Иван Ильич, ваша фракция из года в год подаёт в президиум сейма законопроект, по которому 7 января должно стать выходным днём. И каждый раз его отклоняют. Почему?

– Вообще-то этот вопрос превратился в Латвии в некую не очень весёлую игру. Мы предлагаем сейму сделать шаг навстречу православным и староверам, которые составляют огромную часть латвийского общества. Наше предложение отклоняется. И через год – всё по новой… Я думаю, эта ситуация абсолютно чётко показывает цену обещаний, которые некоторые депутаты давали перед выборами своим избирателям.

– Вы ведь, если не ошибаюсь, старовер?

– Да. Мои предки поселились в Латвии 250 лет назад. Поэтому, кстати, я и получил в 1992 году латвийский паспорт автоматически.

– Ещё бы! 250 лет – достаточный срок, чтобы стать в стране, что называется, своим…

– Своим-то я как раз и не считаюсь. Потому что русский: Иван – он и есть Иван.

– Но ведь вашу партию, в которой большое количество этнических русских и которая отстаивает интересы русскоязычного населения, на последних выборах поддержала значительная часть латышей.

– Мы никогда не делили людей на русских, латышей или ещё кого-то. Не в этом же дело!

– А в чём?

– В том, чтобы всем вместе идти по правильному пути. Особенно сейчас, когда обстановка в мире очень напоминает Карибский кризис. Если не искать выход, это может привести к более чем серьёзным последствиям.

– Но поскольку Латвия с 1 января стала председателем Совета Европейского союза, вы же получили возможность повлиять на этот процесс?

– На самом деле ситуацию способны разрешить только два президента двух великих держав. И я верю, это случится. Конфликты пройдут, эскалация прекратится.

– Значит, всем остальным надо сложить ручки и просто сидеть, ждать, пока Путин и Обама договорятся между собой?

– Почему же? Мы не сидим. Наш мэр Нил Ушаков съездил в Москву, и ему удалось сохранить «Рижский дворик». Потом он поехал в Астану и тоже решил несколько очень серьёзных для латвийских предпринимателей вопросов. Мы понимаем, что у нас общая бизнес-дорога. Если же произойдёт разрыв в отношениях, российский рынок очень скоро окажется занят. И что тогда?

– Я читала о том, что уже сейчас латвийские предприниматели несут огромные убытки из-за введения санкций…

– И они лучше всех понимают: оставить рынок легко, а вот за то, чтобы войти в него заново, придётся заплатить очень высокую цену. Поэтому мы делаем единственно правильный вывод: надо быть активными.

– Уж кто-кто, а вы активность проявляете постоянно и при этом не боитесь поднимать самые острые темы. Например, когда нашим звёздам запретили участвовать в «Новой волне», вы стали единственным, кто спросил: «А не следует ли включить в чёрный список ещё и украинских радикалов?»

– Было такое. И чиновники министерства культуры мне ответили, что не уполномочены решать такие вопросы. Кстати, если говорить про «Новую волну», то Юрмала потеряет 17 миллионов евро, которые каждый год зарабатывает на проведении этого мероприятия.

– Серьёзная потеря!

– Да. Так что, я думаю, этот урок будет-таки у нас в Латвии извлечён...

Светлана Белоусова, из Латвии


литва

 

Сложности перехода на евро

Поздравляя 1 января жителей Литвы с вступлением в еврозону, немецкий канцлер Ангела Меркель отметила, что введение евро означает «впечатляющие достижения страны в области экономики». В своём видеообращении она подчеркнула: «С окончанием мирового кризиса 2009 года Литовская Республика быстро вернулась на путь невероятного роста, а с вступлением Литвы в еврозону государства – члены ЕС приобрели ещё одного важного партнёра».

Порадовавшись за себя, литовцы отправились по магазинам – собственными глазами убедиться в том, что цены не взлетели до потолка. И увидели: кое-что подорожало, но не сильно. А значит, политики, обещавшие сохранить привычный уровень жизни, не солгали. Следовательно, можно без сожаления расстаться с накопленными в чулках 100-литовыми купюрами, обменяв их по обычному курсу – 3,45 лита за один евро. И литовцы пошли в банки. Но тут их ждал не слишком приятный сюрприз...

По оперативной информации, донесённой вездесущими журналистами до населения, банки обязаны сообщать сведения о жителях, меняющих крупные суммы, представителям государственных ведомств. Иными словами, тем, чьи денежные операции превышают 50 тысяч литов, наверняка не избежать общения с сотрудниками службы расследования финансовых преступлений и налоговой инспекции. Правда, службы нагрянут лишь к гражданам, которые не способны внятно объяснить источники своих сбережений. Но учитывая, что значительная часть литовцев получает зарплату в конвертах…

Перепуганные литовцы вновь кинулись в магазины – покупать грошовые батоны, расплачиваясь за них 500-литовыми купюрами. Расчёт был прост: поскольку сдачу-то дадут в евровалюте, то проблема окажется решена автоматически. Но, не тут-то было…

Всезнающие госслужбы заранее просчитали, что население попробует превратить торговые центры в обменники. И кассиры получили чёткие указания: «Если человек даёт 200 литов за литровый пакет молока, следует сначала разменять ему крупную купюру на мелкие и потом дать сдачу в евро с той, которая имеет наименьшее достоинство».

Тем, кто опасался идти в банк, оставалось одно – воспользоваться помощью дилеров чёрного рынка. Этот выход многим показался единственно верным. Но и тут людей ожидала опасность…

К введению евровалюты готовились не только финансовые организации. Фальшивомонетчики, рассчитывая на то, что литовцы (особенно проживающие в маленьких захолустных городках и посёлках и сроду не державшие евро в руках) окажутся лёгкой добычей, переправили в страну многомиллионный транш свеженапечатанных банкнот. И понеслось… В общем, памятный ещё с советских времён способ конвертации, несмотря на простоту и привлекательность, тоже оказался чреват.

В свою очередь, премьер-министр Альгирдас Буткявичюс, давая интервью на главной радиостанции страны, не рассеял сомнений соотечественников, а лишь сказал, что «крупные суммы денег, которые люди держат дома, создают определённую опасность, потому что могут быть взяты другими людьми. Я считаю, что деньги должны быть в банках».

…Между тем проведённые в государствах – старых членах еврозоны исследования показывают, что даже через десять лет после введения евро значительная часть людей всё ещё помнит прежние цены, особенно когда речь идёт не о ежедневных покупках, а о крупных.

Но когда же размер средней зарплаты литовца достигнет пусть не немецкого, но хотя бы эстонского уровня? По мнению политиков, это случится достаточно быстро.

Однако глава департамента экономики и финансов Литовской конфедерации промышленников Сигитас Бесагирскас не столь оптимистичен:

– Экономика Литвы будет расти, мы будем повышать зарплаты. Но надо понимать, что основной наш рынок экспорта – Европейский союз, который похож на агонизирующего больного. Вопрос, сколько этот больной сможет нас кормить? Ну три года… Ну пять лет… Но если не будет существенных реформ, снова наступит период кризисов.

Что произойдёт в реальности, как всегда, покажет время. Да и стоит ли вообще рядовому гражданину всерьёз задумываться о судьбах глобальной экономики, если он ещё не адаптировался даже к новой валюте? А потому рациональные по натуре литовцы в массе своей решили: «Мы подумаем об этом позже».

Владимир Ермолаев, из Литвы


вкратце

Экспорт Литвы в Россию уменьшился на 9,6 процента.

Посол Литвы в России Ремигиюс Мотузас заявил, что вести речь о потеплении двусторонних отношений на политическом уровне сейчас рано, однако есть немало важных дел и в других сферах.

Для участия в совместных учениях в Литву прибыли американские военные с тяжёлой боевой техникой – бронированными машинами Stryker, армейскими внедорожниками «Хаммер», грузовиками и прочими видами вооружения.

 

Условия конкурса на добычу сланцев в Литве должны быть подготовлены до конца января. Конкурс, интерес к которому проявили США и Китай, может быть объявлен весной текущего года.

 

эстония

Трамваи в обмен… на воздух

О том, что в Эстонии прекрасная экология и даже в сердце Таллина легко дышится, известно всем, кто там побывал. Но о том, что выбросы углекислого газа в этой стране настолько малы, что позволяют стране закупать новейшую и дорогостоящую технику в прямом смысле в обмен на воздух, – стало ясно не так давно.

Перед самым Новым годом Таллин получил первый из 20 закупленных суперсовременных трамваев, изготовленных в Испании. И сделать это удалось, продав этой стране квоты на выброс парниковых газов.

В городе функционируют четыре трамвайные линии. Для обеспечения работы новых составов на двух из них рельсы пришлось менять: вес испанских машин вдвое больше.

– Они низкопольные, длиннее на четыре метра, в них специально для нашей северной страны было проведено хорошее отопление, а для комфорта в летнее время – установлен кондиционер, чего не было в наших старых машинах, – рассказывает председатель правления АО «Таллинский городской транспорт» Энно Тамм. – А главное, что теперь, после замены рельс, трамваи ездят тихо и люди, которые живут рядом с путями, теперь их вообще не слышат и могут спокойно спать.

Новые трамваи интересны и тем, что они не только не повредят экологии Таллина, но и будут способствовать развитию альтернативных источников энергии (энергии ветра, солнца и так далее) в стране: по европейским правилам эти машины должны обеспечиваться лишь «зелёной» энергией, а потому предприятие, их эксплуатирующее, должно закупать соответствующие сертификаты.

Впрочем, это не означает, что использование этих машин станет для Таллина дороже, – сами по себе испанские трамваи требуют на 30 процентов электричества меньше: они сами перерабатывают энергию при торможении.

А куда же денутся старые машины? Для них уже придумана новая, почётная миссия: самыми древними из сохранившихся трамваев укомплектуют исторический маршрут для туристов Кадриорг – Копли.

Леся Петрова, из Эстонии


вкратце

В ноябре прошлого года средняя зарплата учителей муниципальных школ превысила 1000 евро.

По словам министра обороны Свена Миксера, Эстония была готова к украинскому кризису лучше, чем другие страны – члены НАТО. Поэтому она смогла предоставить партнёрам большое количество ценной развединформации.

Эстонское правительство одобрило законопроект, который устанавливает координаты наземной временной контрольной линии между Эстонией и Россией.

 

Самой большой проблемой для Эстонии в ближайшее время станет уменьшение количества рабочей силы. Согласно прогнозам, число трудоспособных граждан в возрасте 20–64 лет уменьшится на 44 тысячи человек.

 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Ясно
28 апреля
воскресенье
+10
Слабый дождь