Экономика

«У России простые, но дорогостоящие проблемы»

12 февраля
Петербург – вторую научную, финансовую и промышленную столицу России – посетил один из самых известных и авторитетных российских экономистов – академик Российской академии наук, заведующий кафедрой Академии народного хозяйства при правительстве РФ Абел Аганбегян. В стенах принимавшего его Санкт-Петербургского университета экономики и финансов (ФИНЭКа) он дал свою оценку ситуации в мире и России. Она представляет не только академический интерес: эксперты Академии народного хозяйства участвуют в выработке непосредственных мер «лечения» и выдают рецепты правительству. «НВ» предлагает краткий пересказ этого выступления.

Нынешний кризис стоит называть «кризисом 2008–2010 годов», установив ему примерные временные рамки. Его особенность – глобальный характер. Это отличает происходящее сегодня от острейшего кризиса Юго-Восточной Азии 1997–1998 годов, продолжающегося десять лет кризиса рынка недвижимости в Японии, краха интернет-компаний в США. Это были серьезные, но все же локальные потрясения.
Механика развития нынешнего кризиса такова. Стартовал он с середины 2007 года в США как кризис ипотеки, затем перерос в следующую стадию – финансовый кризис, потом развился в полноценный экономический кризис. Существовали финансовые игроки планетарного масштаба – гигантские инвестиционные банки, такие, как UBS, «Лемон бразерс» и другие. Они скупали привлекательные активы – акции, облигации – по всему миру. «Благодаря» им в первые годы этого века индекс фондового рынка России рос на 40–80 процентов в год. При кризисе финансовые гиганты выводят деньги из-за границы – и индексы падают, а экономический кризис приводит к снижению спроса на сырье и энергоносители. Процесс глобального вывода активов сопровождался снижением курсов национальных валют (в них были номинированы акции и облигации на новых рынках) и подорожанием доллара.
Еще одна его особенность – глубина. Снижение фондовых индексов идет в разы, а не на проценты. Например, в США – в 1,8 раза, в России – в 5 раз (это мировой максимум). Рецессия, по прогнозам, будет длиться 6 кварталов подряд, это в среднем по планете, а не по отдельной стране. Такого не было с момента окончания Второй мировой войны.
Ожидаемая продолжительность кризиса – три года. Мы сейчас живем уже на исходе второго. Ждать осталось сравнительно недолго, но выход будет тяжелым. Страны мира ожидает дефляция – снижение цен, которое сокращает потребление, а за ним и производство. Но в России ожидается другое негативное явление – стагфляция: одновременное падение производства, рост инфляции и их неизбежные последствия для уровня жизни и уровня безработицы. Классический кризис капитализма – кризис перепроизводства (много товаров, но нет денег их купить), выход из него – снижение цен. Выход из стагфляции намного труднее. Впервые этот феномен был описан в начале семидесятых годов двадцатого века в США, выход из стагфляции потребовал тогда 11 лет.
Почему кризис-2008 ударил в том числе и по России? К этому привел комплекс причин. Во-первых, относительная «бедность» отечественных банков (их активы в РФ – 60 процентов ВВП, в то время как в государствах Евросоюза минимум 200 процентов ВВП).
Еще одна проблема – большая задолженность предприятий и организаций России иностранным банкам и держателям облигаций – объем этой задолженности около 500 миллиардов долларов, причем до конца 2009 года надо возвратить более 160 миллиардов долларов. Другая боль – зависимость социально-экономического развития от экспортных цен на нефть и газ. Для России характерна однобокость экономики, особенно экспорта, с преобладанием энергоносителей, сырья, полуфабрикатов, удобрений, металла, леса – на них в совокупности приходится 87 процентов национального экспорта. В России высокая инфляция – 13 процентов, тогда как в развитых странах 1–3 процента. Наконец, в нашей стране раздутые бюджетные расходы из-за большого притока валюты в 2003–2008 годах.
Вместо профицита бюджета в 2000–2008 годах в 2009 году ожидается дефицит госбюджета в размере не менее 5 процентов ВВП, или до 2 триллионов рублей.
Антикризисные меры в России: кредиты из бюджета,  налоговые льготы, взносы в капитал госкорпораций – агентства по страхованию вкладов, по ипотечному кредитованию и т. д., снижение налога на прибыль, снижение налога на малый бизнес, увеличение пособия по безработице до 4900 рублей в месяц, приближение на год выплат материнского капитала.
Были даны дополнительные средства на поддержку ипотеки, льготы по отсрочке уплаты ипотечных долгов гражданам. Всего, таким образом, на антикризисную программу выделено около 7,5 триллиона рублей,
60 процентов из которых – кредиты и 40 процентов – безвозмездное финансирование.
В связи с выпадением нефтегазовых и других доходов намечено пополнить доходы бюджета из Резервного фонда в размере до
2 триллионов рублей или более.
Поэтому общая сумма антикризисных мер оценивается на сегодня в России в размере 10 триллионов рублей (более 20 процентов ВВП). Для сравнения: в США пакет антикризисных мер уже с учетом расходов на реализацию «плана Обамы» составляет лишь 12 процентов ВВП.
Какие неприятности нас ждут в ближайшее время?
Скоро закончится запас импорта, завезенного еще во времена, когда курс рубля был относительно высок. В теории это грозит новой волной инфляции и новым ослаблением рубля. Но скорее всего, такой сценарий не реализуется. Импортную продукцию, если она будет быстро дорожать, просто не будут покупать. Торговцам придется предоставлять покупателям дисконт. Это уже видно – в магазинах, ресторанах. Конечно, коммерсантам это невыгодно, но деться им будет некуда. Перед ними будет выбор – большой убыток или маленький, они предпочтут, конечно же, маленький. Колбаса из импортного сырья не может подорожать сразу же на сорок процентов, потому что рубль упал, – кто же ее купит? Ну и потребление снизится.
Новая волна банкротств банков возможна в середине года, когда ожидается массовый невозврат кредитов заемщиками. Но такая жесткая санация банковской сферы и снижение курса рубля оздоровят экономику.
Беды российской экономики во многом рукотворные. Главная проблема – в монополизации. Плюс к тому много неудачных правительственных мер: согласования бесконечного роста монопольных тарифов, тарифов ЖКХ, подъем социального налога. Поэтому программа действий по выходу из кризиса ясна. И в силу обстоятельств правительство уже делает шаги в правильном направлении, хотя и позже, чем нужно.


точка зрения

«Кризис – шанс подняться»
Игорь Максимцев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭКа):
– Академик Аганбегян напомнил, что мы уже пережили не один кризис, а заниматься самобичеванием не очень продуктивно. Сам масштаб потрясений беспрецедентен, но свет в туннеле уже виден.
Если говорить об ожидаемых банкротствах банков, то надо понимать, что рано или поздно в России останется небольшое число крупных банков. Для простого человека, конечно, важно, чтобы его средства были защищены. Но государство делает серьезные шаги в интересах рядовых вкладчиков, я говорю прежде всего о гарантии сбережений. ВТБ, Сбербанк, Внешэкономбанк, Газпромбанк – вот крупнейшая четверка, они точно останутся, если сбережения небольшие, то можно держать деньги в них.
Сейчас ждут новой волны инфляции – от подорожания импортных товаров. Ряд специалистов, в том числе из Финэка, обращались в правительство с предложениями, как поддерживать реальный сектор, который смог бы защитить страну от потрясений. Вовремя меры предприняты не были. Жаль, но давайте перевернем эту страницу. Девальвация дает шанс российскому производству приподняться. Кстати, сейчас в Россию можно привлечь инвестиции, причем в промышленность, сельское хозяйство, а не финансовые спекуляции. Необходимо только убрать бюрократические препоны.
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь