Экономика

Усть-Луга: стратегическая стройка с государственным подходом

23 июля
Порт Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области задуман как комплекс грузовых терминалов различной специализации. В том числе и двух терминалов для обработки жидких грузов. Первый – комплекс наливных грузов (КНГ), куда нефтепродукты будут доставляться по железной дороге. Второй – Усть-Лужского бункеровочного комплекса (УЛБК), куда сырая нефть пойдет по БТС-2.
УЛБК, инвестором которого  являются структуры швейцарской нефтеторговой компании Gunvor, перейдет в собственность «Транснефти». Таким образом, проект станет логическим дополнением БТС-1, начинающейся в Ярославской области и заканчивающейся на противоположном – северном берегу Финского залива в нефтеналивном потру Приморск.
По мнению ведущего аналитика ИК «Файненшл Бридж» Дмитрия Александрова, покупателям российский нефти через Усть-Лугу будет проще договариваться с одним игроком, который обеспечивает и транспортировку нефти, и ее перевалку в порту. К тому же, отмечает Дмитрий Александров, перевалка нефти – это очень выгодный бизнес, рентабельность которого может достигать 50 процентов.
Сегодня строительство УЛБК еще не началось, а вот на трассе нефтепровода БТС-2 работа ведется полным ходом. Маршрут трассы город Унеча (Брянская область) –   Усть-Луга. В этом году сварка труб нефтепровода ведется в Брянской области, планируется уложить нитку в 200 километров. В других областях, лежащих на пути к Финскому заливу, – Смоленской, Тверской, Новгородской и Ленинградской – идет отвод земельных участков и вырубка леса.
Окончание строительства первой очереди нефтепровода БТС-2 мощностью 30 миллионов  тонн нефти в год запланировано на сентябрь 2012 года.  Стоимость строительства первой очереди составит 120–130 миллиардов рублей. Строительство второй очереди увеличит мощность нефтепровода до 50 миллионов тонн, оно завершится в декабре 2013 года.
Нефтепроводы Балтийской трубопроводной системы позволяют России получить полную независимость в транспортировке стратегического сырья. БТС-1 позволил России отказаться от прибалтийских портов, а БТС-2 станет альтернативой нефтепроводу «Дружба», проходящего через территорию Белоруссии и Украины. На сегодня «Дружба» – основной маршрут экспорта российской нефти, ежегодно через нефтепровод перекачивается около 70 миллионов тонн черного золота.
Трасса нового нефтепровода проходит по местам кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. По закону  при проведении строительных работ в таких районах необходимо исследовать территорию, выявлять и переносить воинские захоронения и не погребенные должным образом останки.
К работе по исследованию были привлечены поисковые отряды, входящие в объединение «Тризна», о чем дирекцией корпорации и руководством объединения было подписано специальное соглашение.
В этот полевой сезон поисковики действуют на землях всех четырех областей, по которым проложат БТС-2, уже обследовано около 70 км трассы. Работать зачастую приходится в достаточно тяжелых условиях – болота, мошкара, дожди. Большинство групп уже вышли на запланированный темп работы и зачастую даже опережают график.
Первые находки уже есть. Так, обломки самолета Ил-2 с останками двух летчиков обнаружили участники поискового отряда «Аверс» из города Кириши в урочище Березовик Киришского района Ленинградской области. На пилотке командира экипажа удалось прочитать подпись «Товарнов». У воздушного стрелка сохранились документы. Согласно данным Центрального архива Министерства обороны, этот штурмовик не вернулся с боевого задания 9 октября 1943 года. Самолет был сбит зенитным огнем противника и рухнул на землю, при ударе машина взорвалась. Самолетом управлял Товарнов Николай Иванович, лейтенант, командир звена, 1921 г. р.; воздушным стрелком летел Дмитриев Иван Васильевич, младший сержант, 1918 г. р. Захоронение останков экипажа прошло 21 июня 2009 года на воинском мемориале «Урочище Липовик» в Киришском районе в присутствии родственников погибших. Расходы на дорогу и проживание родственников взяла на себя администрация Киришского района.
Непременно будут и еще подобные находки, ведь трасса трубопровода частично затрагивает район кровопролитных битв за Ржев и Вязьму, проходивших в 1942–1943 годах. Тогда в этих местах на протяжении линии фронта около 300 километров погибло (с учетом потерь немецкой стороны) более семисот тысяч людей (некоторые историки считают, что реально жертв  с обеих сторон было до 1,5 миллиона человек).  
Поисковики выполняют великую миссию – превращают безликие статистические единицы потерь в реальную память о людях. Даже когда установить личность павшего невозможно (а так бывает в подавляющем большинстве случаев). И уж совсем удача – когда, как в случае с павшими под Киришами летчиками, удается вернуть из небытия родное для кого-то имя.

Михаил Алексеев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно