Утилизация живее всех живых
Вчера стартовала новая федеральная программа утилизации автомобилей российской сборки (при обмене старой машины на новую можно получить скидку в 50 тысяч рублей). В отличие от проекта 2010–2011 годов в утиль можно сдать не только легковушку, но и автобусы, которые работали на коммерческих маршрутах, сэкономив при покупке нового автобуса или грузовика свыше 200 тысяч рублей.
За 22 месяца действия старой федеральной программы замены старых автомобилей на новые, с марта 2010 года по декабрь 2011-го, в России по ней было продано 600 тысяч машин. Издержки федерального бюджета на компенсации превысили 12 миллиардов рублей. Почти столько же будет истрачено за сентябрь – декабрь 2014 года – новый проект пока рассчитан на 4 месяца.
В старой программе участвовало свыше 10 автозаводов. Однако доля ВАЗа в объёмах продаж программы утилизации оказалась поистине львиной: 80 процентов, или почти 500 тысяч транспортных средств. Это больше, чем произвёл тольяттинский автозавод в 2009 году.
Программу утилизации АвтоВАЗ вспоминает с благодарностью. Во-первых, она обеспечила гарантированный сбыт в самый трудный для предприятия период. Во-вторых, в 2010–2011 годах в Тольятти шла активная перезагрузка сборочных производств на выпуск современных моделей. Через три года государство в очередной раз протягивает руку помощи своему нерадивому флагману, сбавившему производство в текущем году на 10 процентов. И не только ему. В 2014 году не будет никаких ценовых ограничений при замене старого автомобиля (свыше 6 лет) на новый. Лишь бы он был российской сборки – хоть «тойота», хоть «ниссан», хоть «фольксваген». Минпромторг России объяснил, что на такие меры правительство пошло из-за серьёзного падения спроса на новые автомобили – на 10–20 процентов. Особенно упал спрос на дорогие иномарки россиийской сборки стоимостью свыше миллиона рублей. Министр этого ведомства Денис Мантуров подчеркнул, что утильпрограмма будет распространяться на все категории транспортных средств, работающих на солярке и бензине, кроме машин военного назначения. На финансирование программы правительство выделит до конца 2014 года 10 миллиардов рублей.
Сумма компенсации по программе утилизации составит от 40 тысяч рублей за старый легковой автомобиль до 250 тысяч рублей за тяжёлую фуру. Такие компенсации помогут наладить бизнес автопроизводителям и перевозчикам пассажиров на коммерческих маршрутах, ведь маршрутка при нещадной эксплуатации вырабатывает свой ресурс всего за 3–4 года.
Но главным бенефициаром программы новой утилизации станет, как всегда, тольяттинский автозавод, который сможет избежать социальной катастрофы. Напомним, что в 2009 году ВАЗ уволил сразу 30 тысяч сотрудников и оказался на грани банкротства. Программа утилизации 2011–2012 годов позволила увеличить производство «Лад» почти в два раза и трудоустроить до 15 тысяч человек. Потирают руки менеджеры завода и на этот раз, хотя контрольный пакет акций принадлежит сегодня французам из «Рено».
Сергей Тачаев.