Планета

В начале добрых дел

11 апреля

Каждый житель Германии хотя бы раз в жизни добровольно становился благотворителем

Многим немцам нравится известный фильм «Заплати вперёд», главный герой которого, семиклассник, пробует начать «цепочку добра»: оказывая кому-либо помощь и прося отблагодарить за это не его, а трёх других людей, которые, в свою очередь, должны совершить благотворительные дела в отношении следующих незнакомцев. Более того, немцы деятельно создают эту «цепочку». Они дарят подарки незнакомым детям. Ежемесячно жертвуют иоаннитам, оказывающим скорую медицинскую помощь бездомным и содержащим ночлежки. Бесплатно, на общественных началах, десятки часов в месяц оказывают разнообразные услуги тем, кто по финансовому положению не в состоянии приобрести их за деньги. И даже делятся излишками продуктов, скопившихся в холодильнике, с любым, испытывающим в оных продуктах (зачастую дорогостоящих деликатесах) потребность.

Конечно, не подлежит сомнению тезис о том, что «Россия – щедрая душа». Но в не меньшей степени верно и то, что Германия – добрые и деятельные руки. Давайте посмотрим, как жители ФРГ занимаются благотворительностью. И, возможно, кто-то из читателей захочет однажды превратить души прекрасные порывы в простые поступки во благо ближнего.


Бесплатный стол заказов

В 2013 году исполнилось 20 лет организации «Тафель», устраивающей столы бесплатной выдачи продуктов. По всей Германии действует 900 отделений организации, располагающих более чем 3000 лавок и пунктов раздачи продовольствия населению. В организации «Тафель» бесплатно, на общественных началах, трудятся свыше 50 тысяч жителей ФРГ: от проверяющих качество продуктов до раздатчиков.

Не стоит представлять пункты выдачи продуктов от «Тафель» наподобие полевых кухонь, а клиентов организации – опустившимися бомжами. В действительности большинство таких пунктов похожи на хорошо известные пожилому поколению ленинградцев «столы заказов». Сопоставим со столзаказовским и продуктовый ассортимент, разве что здешний – чуть богаче. Да и посетители таких пунктов выдачи (в большинстве своём безработные, получатели социальной помощи и пособия по старости) напоминают скромностью и чистотой одежд наших земляков времён развитого социализма.

Стандартную корзину, наполненную хлебом, маслом, йогуртами, сыром, колбасами, конфетами, кофе, фруктами, в одних отделениях «Тафель» можно получить бесплатно, в других – по символической цене (1–2 евро). При этом столоваться у организации может, без излишней бюрократической волокиты, каждый желающий – так записано в уставе организации. Другое дело, если вы захотите воспользоваться её благами на постоянной основе – тогда потребуется пенсионное удостоверение или свидетельство получателя социальной помощи.

Отмечу: продукты, которые содержатся в корзине, проходят тщательный санитарный контроль на соответствие всем немецким стандартам гигиены и качества. Конечно, срок хранения у них, как правило, на исходе, но просроченным вас тут точно не отравят.

Наверное, эстетам может не понравиться то, что упаковка тех или иных продуктов уже не идеальна (тем не менее это не должно сказываться на качестве самой еды, речь идёт исключительно об эстетических изъянах). С другой стороны, иногда, благодаря нареканиям крупных продовольственных сетей к этой самой упаковке, в столах бесплатной выдачи продуктов можно разжиться и деликатесами. К примеру, поступает в супермаркет партия красной икры, на банках с которой значится, что она чёрная, – и вот уже радость небогатым пенсионерам подвалила.

Наверное, читатель с «социалистическим стажем» помнит расхожую «красную агитку», живописующую ужасы капиталистического перепроизводства: проклятые буржуи сливают во чисто поле молоко из цистерн – чтоб, не приведи Мамона, не снижать цену на продукт коровьего труда. Так вот, в ФРГ есть такое перепроизводство. И если оптовая торговля не принимает некую партию продуктов, изготовленных производителем в избыточном количестве, то эта партия поступает на прилавки «Тафель».

Стоит заметить, что такая благотворительность выгодна всем – крупным торговым фирмам, почитающим за честь сотрудничать с организацией, не приходится расходоваться на аренду, забивая склады доброкачественным, но не находящим сбыта товаром (уж лучше заменить его на какую-нибудь «новинку сезона»). А бедные люди, экономя на оплате еды, получают возможность израсходовать «лишние» евро на посещение театров, концертов, выставок.

Есть у региональных организаций «Тафель» и такая интересная традиция, как «Длинный стол». Ежегодно, соревнуясь с «конкурентами» из других областей, волонтёры «Тафель» стараются накрыть для своих земляков самый длинный в стране стол. Последний известный мне рекорд: скатерть-самобранка длиной 200 метров, за которой уместилась тысяча гостей. В прямом смысле – самобранка, ибо и бургомистр, и лучшие волонтёры, и представители супермаркетов-спонсоров, и простые люди вкушали от щедрот «Тафель», обслуживая  себя сами и отведывая блюда из повседневного ассортимента стола выдачи продуктов.

К слову, это ещё одна замечательная традиция, способствующая единению местного общества: политики любых рангов не считают зазорным вкусить тот же хлеб, что ест простой народ, и время от времени – по зову души и желудка – отобедать в самых что ни на есть народных забегаловках.


«А нет ли у вас холодной котлеты за пазухой?»

На этот вопрос знаменитого комбинатора любой немец ответит: «Есть. И не только котлета. Да сами пошарьте… нет, не в холодильнике – в интернете».

Для того чтобы не умереть в Германии с голода – достаточно иметь выход в интернет или как минимум взять у любого подъезда бесплатную локальную газету. Заходим в виртуальное пространство и по запросу «фудшейринг» («делимся едой») находим ближайших бюргеров, готовых поделиться излишками продуктов.

Теперь посещаем электронный аукцион ebay и в категории «продукты» отыскиваем ближайших доброхотов, готовых одарить вас пивом. Такое часто случается: набрали слишком много, выпили, сколько просила душа, а остальное – не выливать же добро – предлагают любому желающему, который не поленится заглянуть на огонёк.

Бесплатные газеты – вообще наиболее популярный хит у «самого читающего в мире населения», обосновавшегося в Германии. Рубрика «Дарю» порой насыщеннее рубрик «Продаю» и «Куплю». К примеру, недолго покопавшись в ней, можно найти адрес того, кто одарит вас вполне добротной микроволновой печью (надо же в чём-то подогреть продукты, полученные по системе «фудшейринг»), и того, кто отдаст вам холодильник (понадобится для пива).


Во славу Господа, но без упоминания его имени всуе

Крупнейшие благотворительные организации ФРГ работают, как правило, под эгидой той или иной церкви. Однако, творя добро, «церковные благотворители» не интересуются вашим вероисповеданием, не рекламируют свою конфессию и не отделяют «своих» от «чужих» – это запрещено законом.

В любом, самом маленьком городке ФРГ есть магазины от «Каритас» – благотворительной организации Католической церкви. Администрация магазинов тесно сотрудничает с органами социального обеспечения. Если вы оказались на мели – получите у соцопеки талон, который в магазине «Каритас» отоварят вам мебелью и домашней утварью. Если вы просто бедны или не хотите унижать своё достоинство походом в «социал» – можете зайти и купить здесь за копейки мебель и утварь. Стол – 10 евро, хорошая деревянная кровать – 20.

Второй, не столь наглядный аспект такой благотворительности: мебель, которую вы покупаете, сделали мастера, нуждающиеся в реабилитации (скажем, инвалиды). Им церковь помогает зарабатывать и вести достойный образ жизни.


Трёхгрошовая опера? Нет, одноевровая!

Увы, не всякую деятельность, которую немцы осуществляют бесплатно (или за гроши), следует относить на счёт их волонтёрского энтузиазма. К примеру, «злостным социальщикам» биржа труда порой предоставляет работу за 1 евро в час. По принципу: раз вас содержат на полном пансионе, так хотя бы подметайте за такую оплату в парках листья. Однако нет, наверное, в Германии такого негативного явления, на которое не отозвалась бы добрая немецкая душа. Едва указанные работы стали здесь данностью, как деятели искусств бросили клич: «Тот, кто работает за 1 евро, имеет право и театры посещать за ту же цену!» Конечно, всех желающих такими дешёвыми билетами не обеспечить, но на многие театральные представления – в том числе самые престижные – существуют «одноевровые» квоты (обычно 10 мест).

Отмечу: то был благородный, но тем не менее слегка избыточный порыв души служителей Мельпомены. Они, по-видимому, запамятовали, что в ФРГ существует т. н. «паспорт на посещение культурных мероприятий», дающий право каждому малоимущему человеку наслаждаться концертами, спектаклями, кино за символическую плату в 1–3 евро (при этом дети обладателей таких паспортов платят за свой билет и вовсе 50 процентов означенной стоимости).

Бремя такой «культурной благотворительности» несут примерно в равных пропорциях учреждения культуры и искусства, государство и спонсоры. Примечательно, что в последние 3 года доля последних в этом благородном деле неизменно растёт. У местных спонсоров считается престижным помогать не столько звёздам, сколько малоимущим.


вместо послесловия

«Научились ставить себя на место другого»

Признаться, автора изрядно смущают отклики некоторых российских знакомых на его статьи о социальном устройстве Германии. «Вот это государство! А у нас…», «Там вам всё дают, не то что нам здесь…». Хочу, касаясь сегодняшней темы, заметить: практически любая благотворительность, охватывающая все сферы местной жизни, родилась из частной инициативы одного или нескольких людей. И лишь впоследствии она обретала поддержку государства, спонсоров, меценатов.

«Цепочка добра» создавалась в ФРГ не одно десятилетие, однако усилия энтузиастов – простых добрых людей – сегодня окупились сторицей. Благотворительность вошла в плоть и кровь местных жителей. Они совершают её повседневно, повсеместно, хотя, наверное, и застеснялись бы, услышав столь громкое определение их «обычных дел». Простой пример. Неделю назад, забыв дома часы, я спросил у незнакомца, который час. Тот, улыбаясь, снял с руки часы и отдал со словами: «Возьмите, я выиграл их в лотерею. Мой дом через пять метров. Там у меня других хватает».

«Цепочка добра» – дело заразительное. Позавчера, вспомнив улыбчивого дарителя, я сам презентовал свою куртку изрядно подгулявшему и замёрзшему юнцу. У меня ещё есть. Мне она не по возрасту. А ему… «О, я не могу взять! Ведь это же… Tommy Hilfiger!» – «Бери, потом подаришь что-нибудь другому». И, знаете, мне было приятно оттого, что прочитал в глазах парня – реальное желание продолжить «цепочку», о которой он, быть может, даже не догадывается.

Возможно, вы скажете, что я – идеалист, но, хоть убейте, не вижу препятствий для построения индивидуальной «Цепочки добра» и в России. В конце концов, благотворительность, как видим на примере Германии, удел не одних лишь «денежных мешков». И дорого яичко ко Христову дню, а вовсе не обязательно – дорогие часы или модная куртка.

Есть и ещё одно обстоятельство, в связи с которым тема благотворительности в России и Германии волнует меня не только как журналиста, но и – пусть это громко прозвучит – как гражданина своей страны. Обстоятельство это может показаться кому-то несущественным. На сайте здешней организации «Рабочая благотворительность» мне довелось прочесть следующий отзыв россиянина, которому немцы, видимо, оказали помощь: «Послевоенное поколение немцев – не всё, но в большинстве – научилось ставить себя на место другого. А Россия, которая всегда этим славилась, утратила это качество. И вот немцы жертвуют, сами, добровольно. А попробуй у российского олигарха что-то выпросить!»

Прошу понять правильно: меня волнует не желание спасти души олигархов, а то, что щедрость души России может оказаться однажды преданьем старины глубокой. Или товаром на экспорт. Или загадочной для обывателя рекламой очередной кондитерской фабрики.


только факты

  • В Германии действует свыше полумиллиона общественных союзов и 15 500 благотворительных фондов, имеющих право собирать пожертвования на общественные нужды. Ежегодный объём пожертвований, делаемых немцами, варьируется в пределах 4–6 миллиардов евро.
  • Многие благотворительные организации добровольно соглашаются на общественный контроль над их деятельностью и получают соответствующий знак. Увидев его, жертвователь может быть уверен, что ни один его цент не будет израсходован «налево». Сертифицированные организации охватывают примерно половину благотворительного рынка Германии: объём ежегодно оказываемых ими услуг составляет от 1,8 до 2,9 миллиарда евро.
  • Чтобы успешно пройти общественный контроль, благотворительная организация должна документально доказать, что не расходует на административные нужды и социальную рекламу больше 30 процентов имеющихся в её распоряжении финансов. Финансовая отчётность благотворительных организаций – вплоть до цента – является открытой и доступной для каждого жителя Германии. Финансы, затраченные на общественные нужды, благотворитель-частник может списывать с налогов.
  • Крупнейшие благотворительные организации – такие, как «Каритас» (благотворительная организация Католической церкви), АВО («Рабочая благотворительность»), Красный Крест, «Диакония» (благотворительная организация Евангелической церкви), – оказывают нуждающимся всеобъемлющие услуги: от бесплатной помощи иностранцам в представлении их интересов в государственном учреждении до содержания детских садов, в которых в равных условиях воспитываются дети состоятельных и малоимущих родителей. Другие, менее влиятельные фонды и союзы специализируются в одной области – например, в сфере оказания помощи малышам, больным раком.

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно