Культура

В Вагановке прошёл урок в честь королевы фуэте

26 февраля

Память в балете – главное. Но балетный мир помнит не только сложные хореографические комбинации. Здесь принято чтить великие имена. В феврале в стенах старейшей балетной школы страны отметили 85 лет со дня рождения выдающейся балерины Кировского (ныне – Мариинского театра) Нинели Александровны Кургапкиной.

С утра в старинном репетиционном зале Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, где когда-то юная Нинель осваивала секреты мастерства, собрался весь петербургский балетный бомонд: балерины Ульяна Лопаткина, Татьяна Терехова, Юлия Махалина, Татьяна Ткаченко, Юлия Косёнкова, известные солисты Сергей Викулов, Реджеп Абдыев, Андриан Фадеев, руководитель труппы Мариинского театра Юрий Фатеев, родственники и поклонники Кургапкиной, журналисты, критики и, конечно, ученики и педагоги академии.

Кургапкина была в числе лучших и любимых учениц Агриппины Вагановой и часто вызывала ревность одноклассниц, когда сдержанная на похвалу Ваганова ставила в пример другим её усердие и умение с полуслова запоминать сложнейшие комбинации. Затем Кургапкина сама преподавала в Ленинградском хореографическом училище и до последнего дня жизни (она трагически погибла в ДТП в 2009 году) работала педагогом-репетитором в Мариинском театре.

Художественный руководитель Вагановской академии Жанна Аюпова училась в классе Кургапкиной, затем работала под её руководством в Мариинском театре и прекрасно помнит заветы своего педагога. Благодаря Аюповой был подготовлен урок, в котором показаны элементы экзерсиса Кургапкиной.

«Нинель Александровна была жизнерадостной, виртуозной балериной, благодаря её невероятной технике многие труднейшие элементы вошли в балетный обиход, и мы должны их изучать», – сказал исполняющий обязанности ректора Николай Цискаридзе, который в своей сценической судьбе имел счастливую возможность репетировать с Кургапкиной.

Овации вызвали немногочисленные записи, запечатлевшие мастерство Нинели Кургапкиной. Достоинства балерины известны: высокий лёгкий прыжок, виртуозные пассажи, впечатляющие верхние поддержки, так называемые «рыбки», «кораблики», «ласточки». В искусстве крутить фуэте Кургапкина не имела соперниц – по тридцать два оборота в обе стороны. Танцовщица не позволяла себе «уползти» хотя бы на сантиметр в сторону – все толчки ложились точно след в след. Неистовство публики не давало возможности продолжать спектакль. Балерина повторяла фуэте на бис, и зрителям казалось, что это не составляло для неё никакого труда.

Кургапкина танцевала со многими знаменитыми партнёрами Кировского театра. В том невнимании к партнёршам, в котором впоследствии укоряли Рудольфа Нуреева, есть вина Нинели Александровны – уж очень самостоятельна была она в паре с молодым артистом. Благодаря Михаилу Барышникову Кургапкина протанцевала в Кировском театре «лишний» десяток лет. Талантливый юноша был слаб в дуэте, и опытная миниатюрная балерина (рост Кургапкиной – метр шестьдесят) помогала ему.

Этим этапам творчества Кургапкиной посвящена масштабная выставка в музее Вагановской академии.

 

Лариса Абызова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+5
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь