Культура
ВАЛЕРИЙ ПЛОТНИКОВ: "ПОЛИТИКИ - НЕ МОИ ГЕРОИ..."
09 февраля
В домах многих россиян либо бережно хранятся, либо просто приколоты к стенке фотографии Владимира Высоцкого - где с Мариной Влади, где со Станиславом Говорухиным, а то и одного, восседающего на неком кубе. Мало кто, правда, задумывается над тем, кто и где снимал "всенародного Володю". А снимки сделаны дома у фотографа Валерия Плотникова, когда тот еще не имел мастерской, в то время, когда штатные газетные и журнальные фотографы Высоцкого не снимали по той простой причине, что опубликовать его снимки, а значит, и заработать на этом было практически невозможно.
Разумеется, Плотников снимал не только Высоцкого. Еще недавно без его фотографий невозможно было представить популярные кино- и театральные журналы, как советские (российские), так и многие зарубежные. Чего не скажешь про сегодняшний день.
"НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ФОТОХУДОЖНИКОМ"
- Валерий, насколько я знаю, вы принципиально не называете себя фотохудожником. Почему?
- Потому, что я просто фотограф. У каждой профессии есть свое нормальное обозначение. Само словосочетание "фотохудожник" надумано, поскольку в свое время на "Мосфильме" и на "Ленфильме" в фотоцехе боролись за звание фотохудожника, так как оно предусматривало прибавку к жалованию. Если фотограф называет себя фотохудожником, значит, хочет поднять свою значимость. Фотография, как и любой другой вид искусства, становится явлением в том случае, если человеку есть что явить миру.
- Появление цифровой фототехники как-то повлияло на искусство фотографии?
- В каких-то случаях цифровая аппаратура нужна, очень помогает в работе. А в некоторых случаях помогает, наоборот, в халтуре. Это своего рода светская забава.
- В последнее время появилось большое количество гламурных изданий...
- Да, но я не нуждаюсь в них. Считаю, что отснял почти все, что должен был отснять. Теперь снимаю очень редко. Сегодня почти нет моих персонажей. Хотя бывают исключения. Например, Ксения Раппопорт. Ее портрет участвовал в выставках за рубежом и, кстати, был напечатан в одном гламурном журнале рядом с портретом Пенелопы Крус. Но Пенелопа была снята так, что мне за нее даже обидно стало. Ксюша находится вне светской хроники и вне скандалов, как, впрочем, и остальные мои персонажи. А для современных гламурных журналов более интересными оказываются другие люди - те, что отдыхают, например, в Куршевеле. К счастью, случается так, что и в настоящее время мои фотопортреты находят спрос. Я всегда снимал только то, что мне нравилось, во что верил, что было близко моему сердцу, не задумываясь о коммерческой составляющей. Теперь, к сожалению, чаще всего снимают то, что приносит деньги.
- Тем не менее вам тоже приходилось работать по заказу?
- Конечно. Но и работая по заказу, можно создавать достойные произведения искусства. Даже в моих заказных работах персонаж будет выглядеть так, как может выглядеть только у меня. Кстати, и великий художник-портретист Серов, нуждаясь в средствах, работал по заказу, но при этом создавал шедевры.
"ЛЮБИМОВ ДОВЕРЯЛ МНЕ СВОЙ ФОНАРЬ"
- Вы обучались фотографическому делу во Дворце пионеров, который в эти дни отмечает семидесятилетие. Когда вы поняли, что фотография - дело вашей жизни?
- Когда учился во ВГИКе на операторском факультете. Но еще во время службы на флоте сделал ряд фотоснимков, которые оказались не самыми плохими и сыграли положительную роль при моем поступлении во ВГИК.
- Профессия оператора вам пригодилась?
- Профессия - нет. Но учеба в целом пригодилась. Ведь именно ВГИК естественным образом ввел меня в круг моих будущих персонажей. Со временем этот круг расширялся.
- И кто же стал первым вашим фотогероем?
- Сергей Соловьев, с которым мы вместе учились в вечерней школе. Два года назад, когда Сережа отмечал 60-летний юбилей, я подарил ему фотопортрет, сделанный мною более 40 лет назад.
- Вы помните свою первую фотокамеру?
- Да, первую фотокамеру приобрел в Архангельске. А деньги на ее приобретение мне дал Андрон Кончаловский, за что я ему безмерно благодарен.
- Однажды вам довелось сняться в кино...
- Это был упоительный период моей жизни, когда Анатолий Эфрос ввел меня в свой фильм "В четверг, и больше никогда" на роль фотографа. Съемки проходили в Пущино, в заповеднике. Там же я сделал несколько замечательных кадров.
- Большое место в вашем творчестве занимает Театр на Таганке. Что можете сказать об этом этапе вашей жизни?
- Этот театр стал для меня почти домом. Меня туда привел Володя Высоцкий. С Таганкой связаны самые лучшие воспоминания. Очень редко рассказываю о той забавной ситуации, когда Любимов доверял мне свой фонарик. Дело в том, что Юрий Петрович пользовался
этим фонарем во время спектаклей. Если ему казалось, что артисты начинают сбавлять темп, то он начинал мигать фонариком. Артисты понимали, что режиссер на них смотрит, и пробовали себя мобилизовать. Но когда ему нужно было отлучиться, то он отдавал фонарь мне, а сам появлялся под конец спектакля. У артистов была абсолютная уверенность, что Любимов строго смотрел за происходящим на сцене.
"ЧЕРЕЗ ПУГАЧЕВУ ПОЗНАКОМИЛСЯ С СОБЧАКОМ"
- Вы фотографировали людей искусства - артистов театра, кино, режиссеров, литераторов, композиторов. Существуют ли для вас какие-то приоритеты?
- Нет. Все зависит только от личности, от того, интересен мне человек или не интересен. Бывало, что, работая по заказу или по чьей-то протекции, приходилось снимать человека, который мне безразличен. Но и в этом случае пытался найти какую-то зацепку, которая могла бы заинтересовать меня. Ну а если уж мне человек совсем несимпатичен, то тактично заламываю такую цену, которая для него окажется неподъемной. Хотя мне везет с заказчиками. Как правило, ими оказываются интеллигентные люди без всяких "распальцовок". Вообще, людям нравится со мной работать, потому что я пытаюсь создать непринужденную, доверительную обстановку. Помню, Витя Шендерович удивлялся: "Как так, вроде бы все хиханьки да хаханьки, и такой достойный результат!"
- Становились ли вашими персонажами политические деятели?
- Однажды в советское время мне поступил заказ по поводу подготовки к юбилею члена Политбюро ЦК КПСС Кириленко. Я тогда ответил не политкорректно: "Вы воспитываете фотографов, пусть они и снимают". Позже мне доводилось снимать различных политиков. Но, как правило, это оказывались не мои герои. Единственный политик, который действительно стал "моим", - Анатолий Собчак. Мы с ним познакомились в 1994 году накануне регистрации Аллы Пугачевой с Филиппом Киркоровым. Я был единственным фотографом, приглашенным для съемок. Анатолий Александрович сначала был очень удивлен, с кем это Пугачева так активно общается. А потом у нас были прекрасные отношения, он во многом мне помог. Жалко только, что выборы он проиграл. Считаю, что это не Яковлев выиграл, а Собчак проиграл.
- Для меня было неожиданностью, когда я узнал, что фотограф Валерий Плотников восстановил могилу художника Врубеля на Новодевичьем кладбище.
- Испытываю гордость и ощущение не зря прожитой жизни. Могилу Врубеля мы с Сережей Соловьевым отыскали еще около 40 лет назад. Она была в ужасном состоянии. Само кладбище в свое время хотели снести, но, может быть, из-за того, что там похоронены родители Крупской, его просто закрыли в 1935 году. Когда я занялся восстановлением могилы, нашелся мой единомышленник, который помог материально. Нынешней весной хочу посадить там куст настоящей врубелевской сирени.
Беседовал Константин ГЛУШЕНКОВ
Разумеется, Плотников снимал не только Высоцкого. Еще недавно без его фотографий невозможно было представить популярные кино- и театральные журналы, как советские (российские), так и многие зарубежные. Чего не скажешь про сегодняшний день.
"НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ФОТОХУДОЖНИКОМ"
- Валерий, насколько я знаю, вы принципиально не называете себя фотохудожником. Почему?
- Потому, что я просто фотограф. У каждой профессии есть свое нормальное обозначение. Само словосочетание "фотохудожник" надумано, поскольку в свое время на "Мосфильме" и на "Ленфильме" в фотоцехе боролись за звание фотохудожника, так как оно предусматривало прибавку к жалованию. Если фотограф называет себя фотохудожником, значит, хочет поднять свою значимость. Фотография, как и любой другой вид искусства, становится явлением в том случае, если человеку есть что явить миру.
- Появление цифровой фототехники как-то повлияло на искусство фотографии?
- В каких-то случаях цифровая аппаратура нужна, очень помогает в работе. А в некоторых случаях помогает, наоборот, в халтуре. Это своего рода светская забава.
- В последнее время появилось большое количество гламурных изданий...
- Да, но я не нуждаюсь в них. Считаю, что отснял почти все, что должен был отснять. Теперь снимаю очень редко. Сегодня почти нет моих персонажей. Хотя бывают исключения. Например, Ксения Раппопорт. Ее портрет участвовал в выставках за рубежом и, кстати, был напечатан в одном гламурном журнале рядом с портретом Пенелопы Крус. Но Пенелопа была снята так, что мне за нее даже обидно стало. Ксюша находится вне светской хроники и вне скандалов, как, впрочем, и остальные мои персонажи. А для современных гламурных журналов более интересными оказываются другие люди - те, что отдыхают, например, в Куршевеле. К счастью, случается так, что и в настоящее время мои фотопортреты находят спрос. Я всегда снимал только то, что мне нравилось, во что верил, что было близко моему сердцу, не задумываясь о коммерческой составляющей. Теперь, к сожалению, чаще всего снимают то, что приносит деньги.
- Тем не менее вам тоже приходилось работать по заказу?
- Конечно. Но и работая по заказу, можно создавать достойные произведения искусства. Даже в моих заказных работах персонаж будет выглядеть так, как может выглядеть только у меня. Кстати, и великий художник-портретист Серов, нуждаясь в средствах, работал по заказу, но при этом создавал шедевры.
"ЛЮБИМОВ ДОВЕРЯЛ МНЕ СВОЙ ФОНАРЬ"
- Вы обучались фотографическому делу во Дворце пионеров, который в эти дни отмечает семидесятилетие. Когда вы поняли, что фотография - дело вашей жизни?
- Когда учился во ВГИКе на операторском факультете. Но еще во время службы на флоте сделал ряд фотоснимков, которые оказались не самыми плохими и сыграли положительную роль при моем поступлении во ВГИК.
- Профессия оператора вам пригодилась?
- Профессия - нет. Но учеба в целом пригодилась. Ведь именно ВГИК естественным образом ввел меня в круг моих будущих персонажей. Со временем этот круг расширялся.
- И кто же стал первым вашим фотогероем?
- Сергей Соловьев, с которым мы вместе учились в вечерней школе. Два года назад, когда Сережа отмечал 60-летний юбилей, я подарил ему фотопортрет, сделанный мною более 40 лет назад.
- Вы помните свою первую фотокамеру?
- Да, первую фотокамеру приобрел в Архангельске. А деньги на ее приобретение мне дал Андрон Кончаловский, за что я ему безмерно благодарен.
- Однажды вам довелось сняться в кино...
- Это был упоительный период моей жизни, когда Анатолий Эфрос ввел меня в свой фильм "В четверг, и больше никогда" на роль фотографа. Съемки проходили в Пущино, в заповеднике. Там же я сделал несколько замечательных кадров.
- Большое место в вашем творчестве занимает Театр на Таганке. Что можете сказать об этом этапе вашей жизни?
- Этот театр стал для меня почти домом. Меня туда привел Володя Высоцкий. С Таганкой связаны самые лучшие воспоминания. Очень редко рассказываю о той забавной ситуации, когда Любимов доверял мне свой фонарик. Дело в том, что Юрий Петрович пользовался
этим фонарем во время спектаклей. Если ему казалось, что артисты начинают сбавлять темп, то он начинал мигать фонариком. Артисты понимали, что режиссер на них смотрит, и пробовали себя мобилизовать. Но когда ему нужно было отлучиться, то он отдавал фонарь мне, а сам появлялся под конец спектакля. У артистов была абсолютная уверенность, что Любимов строго смотрел за происходящим на сцене.
"ЧЕРЕЗ ПУГАЧЕВУ ПОЗНАКОМИЛСЯ С СОБЧАКОМ"
- Вы фотографировали людей искусства - артистов театра, кино, режиссеров, литераторов, композиторов. Существуют ли для вас какие-то приоритеты?
- Нет. Все зависит только от личности, от того, интересен мне человек или не интересен. Бывало, что, работая по заказу или по чьей-то протекции, приходилось снимать человека, который мне безразличен. Но и в этом случае пытался найти какую-то зацепку, которая могла бы заинтересовать меня. Ну а если уж мне человек совсем несимпатичен, то тактично заламываю такую цену, которая для него окажется неподъемной. Хотя мне везет с заказчиками. Как правило, ими оказываются интеллигентные люди без всяких "распальцовок". Вообще, людям нравится со мной работать, потому что я пытаюсь создать непринужденную, доверительную обстановку. Помню, Витя Шендерович удивлялся: "Как так, вроде бы все хиханьки да хаханьки, и такой достойный результат!"
- Становились ли вашими персонажами политические деятели?
- Однажды в советское время мне поступил заказ по поводу подготовки к юбилею члена Политбюро ЦК КПСС Кириленко. Я тогда ответил не политкорректно: "Вы воспитываете фотографов, пусть они и снимают". Позже мне доводилось снимать различных политиков. Но, как правило, это оказывались не мои герои. Единственный политик, который действительно стал "моим", - Анатолий Собчак. Мы с ним познакомились в 1994 году накануне регистрации Аллы Пугачевой с Филиппом Киркоровым. Я был единственным фотографом, приглашенным для съемок. Анатолий Александрович сначала был очень удивлен, с кем это Пугачева так активно общается. А потом у нас были прекрасные отношения, он во многом мне помог. Жалко только, что выборы он проиграл. Считаю, что это не Яковлев выиграл, а Собчак проиграл.
- Для меня было неожиданностью, когда я узнал, что фотограф Валерий Плотников восстановил могилу художника Врубеля на Новодевичьем кладбище.
- Испытываю гордость и ощущение не зря прожитой жизни. Могилу Врубеля мы с Сережей Соловьевым отыскали еще около 40 лет назад. Она была в ужасном состоянии. Само кладбище в свое время хотели снести, но, может быть, из-за того, что там похоронены родители Крупской, его просто закрыли в 1935 году. Когда я занялся восстановлением могилы, нашелся мой единомышленник, который помог материально. Нынешней весной хочу посадить там куст настоящей врубелевской сирени.
Беседовал Константин ГЛУШЕНКОВ